Пролог

На заре расцвета корейского автопрома главным козырем машин из Страны Утреней Свежести была расширенная комплектация. Многие опции, которые промышленники из Германии или Японии предлагали за деньги, корейцы вводили уже на базовом уровне. Кондиционер, кожаный салон, центральный замок или выдвижные подстаканники изначально устанавливались в автомобиль, и доплатить можно было разве что за качественную акустическую систему. Похожий маркетинговый ход используется в продвижении катушек Bluefish компании СИКО. В коробке вы сразу найдете и матерчатый чехол, и запасную шпулю, а иногда даже две. При этом цены на катушки BlueFish не взлетают до заоблачных высот и находятся в диапазоне от 35 до 55 долларов. Мы решили разобраться в трех модельных рядах и постараться ответить на главный вопрос – а не пришлось ли пожертвовать качеством сборки ради богатой комплектации? Без лишних проволочек начинаем с младшей серии Bluefish HR 5+1BB.

Для любителей задних фрикционов

Мы вряд ли когда-нибудь узнаем имя и фамилию главного конструктора катушек Bluefish HR, но при беглом взгляде на его творение можем смело заявить – на рыбалке он пользуется катушками с задним тормозным механизмом. В широких рыболовных кругах неоднократно высказывались мнения по поводу неудобства и функциональной ограниченности такого решения. Главная претензия критиков – небольшое тормозное усилие, которое могут развить такие устройства из-за маленького диаметра фрикционных дисков. Наш безымянный изобретатель пошел самым простым путем – увеличил вышеупомянутые детали. В результате получились очень непривычные по абрису катушки. Своим профилем они напоминают миниатюрные гантельки из-за утолщений на концах.

Одно из них – шпуля, другое – крупный регулятор тормоза. Последний, кстати, имеет очень большой холостой ход и только один оборот хода эффективного.

 Тонко настраивать механизм с такими параметрами вряд ли возможно. Но в главном результат достигнут – максимальное тормозное усилие сравнимо с переднефрикционными аналогами и даже превосходит его. Работа шести дисков слаженная, проскальзываний и «закусываний» не ощущается. Отметим и побочные эффекты. Удлиненная и утяжеленная задняя часть сбалансировала массивную переднюю, и теперь точка равновесия агрегата при полностью поданной вперед шпуле находится практически в центре лапки. Катушка никак не влияет на баланс удилища и это замечательно. Также появилась возможность для быстрой смены шпули нажатием одной клавиши, что тоже может быть полезным. Тем более, когда в комплекте есть алюминиевая «запаска».

 Уделив много внимания конструкции тормозного механизма, заметим, что в остальных инженерных решениях революции не наблюдается. Пять шарикоподшипников заняли привычные места – по два на осях главной пары и еще один – в ролике лесоукладывателя. Мгновенный стопор обратного хода четко работает благодаря установленной на ведомом валу роликовой муфте. Довольно глубокая шпуля с анодированным бортиком и аналогичное покрытие на ролике вселяют надежду пользователям плетеных шнуров.

Модификации Bluefish HR 30 5+1BB и Bluefish HR 35 5+1BB снабжены главной парой с передаточным отношением 5,2:1, Bluefish HR 40 5+1BB более тяговая, у нее «передатка» составляет 4,9:1.

Разобравшись с анатомией катушек перейдем к внешнему виду. Глубокая чернота карбопластового корпуса загадочно поблескивает многочисленными включениями разного цвета. Шпуля элегантно опоясана двумя рядами тщательно обработанных отверстий.

«Запаска» выглядит попроще, нет напыления и ее «юбка» выполнена со скосом в нижней части.

 Также простовато исполнена и клипса.

Порадовал рычажок включения стопора обратного хода. Он чем-то напоминает набалдашник рычага коробки передач в автомобилях середины прошлого века.

Срабатывание механизма очень информативно и сопровождается громким щелчком. Дужка ротора снабжена очень мощной пружиной, но ее закрытие требует слишком маленького усилия. При резких забросах возможен самосброс, чреватый потерей приманки или оснастки.

Сам ротор довольно массивный, но его баланс не вызывает замечаний.

Рукоятка кованная, алюминиевая.

 Резиновый кноб всегда занимает одно и то же положение из-за эксцентричности формы и предсказуемо ложится в руку.

Ход катушки ровный, без вибраций и звуков. Продолжительный накат, или движения по инерции, указывает на удовлетворительную притирку деталей. Люфты присутствуют, но в пределах технологических допусков. Даже продольный люфт шпули, которым грешат заднефрикционные агрегаты, не впечатлил своим размахом. Окончательный вердикт по стройности работы всего механизма будет вынесен после тестовой намотки шнура в ходе видео-обзора на канале Kapitan.ua.

Три модели в размерах 3000, 3500 и 4000 по Shimano показали на взвешивании такие результаты: 288, 292 и 378 граммов. На лицо расширение предложения путем установки более крупной шпули 3500 на механизм 3000. Попутно отметим, что в коробке с надписью Bluefish HR 30 5+1BB оказался более дорогой агрегат Bluefish HR 30 7+1BB. С точки зрения конечного потребителя это неплохо, но ведь кому-то попался и обратный вариант.

Катушки тяжеловаты для спиннинговой ловли с удилищами легкого класса. Из-за специфики настройки фрикциона мы бы не рекомендовали их и для пикерно-фидерной ловли, где часто приходится пользоваться поводками малого сечения. Неплохая тяга и мощный тормоз пригодятся в ловле прудовых рыб и в охоте на хищника с приманками среднего веса. Радует наличие в комплекте поставки чехла из приятной на ощупь ткани с вышитым логотипом производителя.

Добавим два подшипника

Если в механизм катушек Bluefish HR 30 5+1BB добавить еще два шарикоподшипника, то получится Bluefish HR 7+1BB. Из новообретенной пары деталей одну мы нашли на оси паразитной шестерни, а другая традиционно «потерялась». Но даже один подшипник имеет большое значение. Его наличие облегчает вращение вышеупомянутой «паразитки» и должно благотворно сказаться на качестве намотки рыболовного шнура. Каковы реальные результаты такого апгрейда мы покажем в видео ролике на канале Kapitan.ua.

Кроме усовершенствования работы узла продольного перемещения штока заметны и другие новшества. Катушки приобрели новый кноб из твердой породы дерева.

К алюминиевой запасной шпуле добавилась еще одна из графита.

Изменился и цвет корпуса – теперь это малахит с крошечными блестками. Вес агрегатов, передаточное число главной пары, лесоемкость, модельный ряд и другие параметры идентичны с предыдущей серией. К сожалению, возросла цена.

И еще два

Путем очередного увеличения количества подшипников разработчики СИКО получили возможность предложить покупателям еще одну серию катушек. Называется она Bluefish HZ и это название является, по всей видимости, плодом долгих творческих поисков. Но главное отличие не в количестве деталей, облегчающих вращение частей механизма. Перед нами переднефрикционный агрегат с весьма заманчивыми характеристиками.

Безусловно, в его внешнем облике просматриваются фамильные черты Bluefish. На месте деревянный кноб, кованая алюминиевая рукоятка как будто снята с катушек серий HR 5+1/HR 7+1, похожие ряды круглых отверстий в «юбке» шпули и «запаска» в аналогичном дизайне.

В комплекте такой же мешочек из приятного на ощупь материала с вышитым логотипом компании и точно так же внутренняя часть лапки украшена пластинкой с тиснением Bluefish.

Кроме упомянутого переднего фрикциона заметны и другие отличия. Основная и запасная шпули крупные, но неглубокие. Несколько миллиметров разницы во внутреннем диаметре деталей позволяют увеличить емкость «запаски» на 20%. Это сделано на тот случай, если вы решите ловить не только с применением плетеного шнура, но и с монофильной леской или флюрокарбоном в качестве основы. При схожих показателях разрывного усилия «плетенка» намного тоньше и занимает меньше места.

Диски переднего фрикциона большого диаметра, пакет из трех алюминиевых и трех фетровых пластин развивает большое тормозное усилие и при этом легко регулируется.

Обильное анодирование внутренней поверхности шпули и толстой полой дужки ротора намекает на устойчивость к износу при контакте со шнуром.

Не помешало бы аналогичным образом защитить специальным покрытием и ролик лесоукладывателя, но такой шаг инженеры посчитали излишним.

Зато шарикоподшипников в механизме вы найдете целых девять штук. По прилагаемой схеме мы быстро разобрались почти со всеми точками установки этих важнейших деталей. Попарно они находятся на осях ведущей и ведомой шестерен, а также в шпуле, по одному – в ролике лесоукладывателя и в теле «паразитки». Пропажа девятого подшипника пусть остается на совести составителя схемы в комплекте катушки. Еще одно интересное наблюдение – два подшипника вы найдете только в основной шпуле, «запаска» их лишена.

То есть, при смене головной детали вы перестаете ловить агрегатом с формулой 9+1 и переходите к пользованию более простой модификации 7+1. Негативной оценки заслуживает и крупный груз на роторе, наверное динамическая компьютерная балансировка не была идеальной.

Очень понравился ход катушки – мягкий, бесшумный, «на кошачьих лапках». Накат свободного вращения продолжительный и беззвучный. И что особенно приятно – полное отсутствие заметных люфтов. Шпуля сидит на штоке как влитая, нам не удалось ощутимо сдвинуть ее ни в продольном направлении, ни в радиальном. Рукоятка намертво прилегает к корпусу и при этом не надо чрезмерно затягивать винт с противоположной стороны. Немного расстроил кноб – его перемещение по оси вызывает хорошо слышимый стук, несмотря на наличие специальной пластиковой прокладки.

Также не идеально исполнение рычажка включения стопора обратного хода. Заостренная деталь выходит за габарит корпуса как в рабочем положении, так и при выключении блокировки.

 Аналогичное устройство в сериях HR 5+1/HR 7+1 с закругленным набалдашником имеет меньше шансов зацепиться за одежду или сломаться при контакте с жесткими окружающими предметами. Работа переключателя информативная, вы всегда будете уверены в его срабатывании по четкому изменению усилия и звонкому щелчку.

Озадачила заглушка в правой части корпуса.

«Территориально» она располагается где-то в районе зубчатого венчика паразитной шестерни. Назначение прикрываемого декоративной деталью отверстия непонятно. Возможно, инженеры предлагают контролировать наличие смазки на трущихся деталях. Пользуясь случаем, напомним одно из правил регламента технического ухода за безынерционными катушками – смазка в них никогда не добавляется а только меняется. Потому для долива масла отверстие также использовать не следует.

Из трех типоразмеров нам удалось познакомиться только с двумя – 1000 и 3000. Вес катушек составил 286 и 363 грамма соответственно. Передаточное отношение главной пары меньшей модели составляет 5,2:1, в то время как редукция старшей модификации другая – 4,9:1. Рассмотренные агрегаты неплохо подойдут к спиннинговым удилищам легкого и среднего класса. 3000-й вариации вполне по силу работа с оснастками весом в полторы унции, то есть до 42 граммов.

Подведем итоги

Разобравшись со структурой производственной программы компании СИКО на ниве катушкостроения и уделив немало внимания анатомическим особенностям трех серий агрегатов, время перейти к выводам. Главный из них – мы имеем дело с интересными разработками, находящимися несколько в стороне от «мейнстрима», заданного лидерами рынка. Целесообразность тех или иных новаций требует проверки временем. Но определенные замечания можно сделать уже сейчас. Применение увеличенных дисков заднего фрикциона благотворительно сказалось на балансе и тяге катушек серий HR 5+1/HR 7+1. Но сложность настройки этого устройства ограничивает сферу применения агрегатов ловлей обитателей прудов и озер с применением прочных поводковых материалов. Карбопластовое тело катушек Bluefish HZ вмещает в себя гармоничный набор хорошо подогнанных деталей. Спиннинговые катушки такого качества может заинтересовать не только начинающих рыболовов, но и продвинутых любителей спиннинговой ловли.