Пролог

Неугомонное желание рыболовов бороться с весомыми трофеями и параллельное снижение численности крупных экземпляров в водоемах общего пользования привело к созданию коммерческих прудов с высокой концентрацией массивных рыб. Вначале это были «карподромы», населенные увесистыми карпами, белыми амурами, линями и карасями. В дальнейшем свою дозу адреналина на «платниках» смогли получить и охотники за хищными видами рыб. Довольно скоро стандартные щука и судак в навеске «около килограмма» перестали возбуждать интерес спиннингистов и им на смену пришла яркая и экзотическая форель. Многочисленных поклонников ареа-фишинга привлекает ее бойкий характер, рьяное и зрелищное сопротивление и гастрономические качества. Но ловля осторожной и хитрой обитательницы стремительных горных потоков требует микроскопических приманок, легчайших и незаметных оснасток, дальних забросов и «умирающих» проводок. Новомодное увлечение не могло не сказаться и на подборе снастей, наиболее точно соответствующих требованиям данного стиля рыбалки. Наряду с известными японскими производителями, выпускающими ряд популярных моделей спиннингов и катушек, свою долю рынка орудий лова форели постарались получить и отечественные операторы. Например, крупный поставщик широкого ассортимента товаров для рыбалки компания «Ибис» представила на суд потребителей специализированную под ареа-ловлю катушку. Она выпускается под брендом Favorite и носит название Arena.

 

Дизайн и комплектация

Казалось бы, ничего нового во внешности спиннинговой конструкции придумать невозможно. Это похоже на очередное изобретение велосипеда. Тем не менее, свежие решения и оригинальные находки в облике Favorite Arena присутствуют. Например, заглубленная в юбку шпули площадка черного цвета с гравировкой названия бренда. Уж теперь-то точно надпись не сотрется со временем.

Расширенные ушки ротора не выглядят массивными. Определенную легкость им придают фигурные вырезы и вставки из серебристого пластика. Корпус окрашен в «глубокий» изумрудный цвет с загадочным неярким блеском. Поверхности «тела» катушки очерчены резкими гранями в стиле «new edge» и чем-то напоминают европейские автомобили компании Форд конца прошлого столетия.

Многочисленные отверстия в юбке шпули создают ощущение легкости и даже невесомости. Небольшой вес агрегатов подчеркнут и надписями «airlite» на корпусе и «feather light» на роторе. Углепластик нового поколения, использованный в конструкции катушек, обладает замечательными свойствами – он очень прочный при малом весе. Но подробнее о материалах мы поговорим в главе «Конструкция», а пока – несколько слов о кнобе. Покрытие ручки выполнено из комбинированного материала с включением крошки коры пробкового дуба и смотрится очень свежо.

В целом дизайн новой серии Favorite Arena понравился за исключение одного момента – серебристые металлические и пластиковые детали слегка диссонируют с золотистым покрытием ролика лесоукладки, бортика шпули, основания кноба и заглушки с противоположной от рукоятки стороны. В итоге получилась комбинация с двумя вариантами блестящих вставок, которые конфликтуют между собой. Брендирование на лапке выполнено по пластинке бордового цвета, но ее-то вы будете видеть крайне редко.

Именно этот декоративный элемент подчеркивает родство дизайна катушки с обликом одноименного спиннинга Favorite Arena, в комплекте с которым разработчики, по всей видимости, видели наиболее гармоничное применение агрегата. Смириться с явными или мнимыми недочетами во внешности нашей гостьи поможет замечательный чехол из неопрена. Его клапан закрывается «липучкой» а внутри приютился кармашек для мелочевки.


В него можно сложить, к примеру, пакетик с регулировочными шайбами, также входящий в комплект поставки. И чтобы завершить описание комплектации, упомянем также подробную схему расположения узлов и деталей и коробку из плотного картона, в которой мы с сожалением не обнаружили запасной шпули.


Конструкция

Давайте виртуально примеряем на себя ареа-ловлю во всей ее красоте и сложности. Это поможет нам разобраться в требованиях к катушкам для такого вида рыбалки и в соответствии этим требованием Favorite Arena. Для соблазнения на поклевку хитрой и осторожной форели нам понадобится небольшая искусственная приманка, вес которой зачастую не достигает и одного грамма. Заброс лучше выполнять на максимальную дистанцию, ведь не всегда удается занять самую перспективную точку на берегу и облавливать, возможно, придется большую площадь. В случае контакта с рыбой нам совершенно не лишними будут мгновенное срабатывание фрикциона при перегрузках и в тоже время достаточно большое его тормозное усилие для успешного исхода борьбы с неугомонным соперником. Временами активная рыба реагирует только на достаточно быструю проводку и передаточное отношения главной пары должно быть выше 5,0:1. Ну и главное требование к специализированному агрегату для ареа-фишинга – укладка тонких шнуров и лесок должна быть близка к идеальной. В противном случае о дальнем забросе легких блесен и воблерков можно забыть. При этом стандартное для многих производителей решение намотки «стежка к стежку» вряд ли подойдет – близко расположенные витки шнура будут продавливаться последующими его оборотами при резком переходе от минимальных нагрузок на проводке к максимальным на вываживании.

А теперь посмотрим, как с предложенными вызовами справились конструкторы. Начнем с неглубокой шпули. Все три модификации, включенные в серию Favorite Arena, отличаются небольшой лесоемкостью и несут традиционную для бренда маркировку в виде латинской буквы «S». Это говорит о том, что агрегаты приспособлены под использование тонких плетеных шнуров и монофильных лесок. Вместимость младшей модели Favorite Arena 1500S составляет 100 метров лески диаметром 0,148 мм или 200 метров шнура #0,4. Максимальное усилие, развиваемое фрикционным тормозом – девять фунтов или чуть больше четырех килограмм. Favorite Arena C2000S имеет параметры 0,165/75, #0,6/150 и те же девять фунтов, а старшая Favorite Arena C2500S – 0,185/130,  #0,8/150 и целых пятнадцать фунтов, что составляет почти семь килограмм. В головной части шпули находится фрикционный механизм, состоящий из шести дисков. Между тремя деталями из стали расположены три прокладки из карбонового материала, что обеспечивает максимально быстрое переключение на стравливание лески при рывках рыбы. Роль стопорной шайбы выполняет средняя металлическая пластина, а внешняя зубцами на внутренней поверхности озвучивает ваши манипуляции с регулятором фрикциона.

Следует заметить, что настройка тормозного усилия происходит достаточно тонко, от минимального напряжения до максимальной затяжки вам придется сделать не менее четырех оборотов рукоятки. Шпуля выполнена из алюминия и снабжена металлической подпружиненной клипсой, наличие которой на спиннинговом агрегате необязательно.

В подшпульном узле установлен подшипник, зафиксированный стопорной скобой. Ниже расположились регулировочные шайбы и трещетка, опирающаяся на выступ штока.

Наличие прокладок на катушке, которая только покинула стены завода, говорит о том, что на ней уже произведена начальная установка положения шпули для достижения хорошего качества укладки лески. Если же вас по какой-либо причине не устраивает расположения цилиндра намотки, вы можете воспользоваться комплектом запасных шайб, о котором мы говорили выше. Двойная гайка ротора защищена от самопроизвольного проворачивания крошечным саморезом и специальным стопором. Внутри гайки расположен еще один шарикоподшипник, на который опирается ротор. «Легкий как перышко», он лишен балансировочных грузиков, что также свидетельствует о тщательной компьютерной проработке и высоком качестве изготовления. Система автоматического сброса дужки разнесена в два «ушка» - пружина находится под роликом, а толкатель - с противоположной стороны. Использование нового композитного материала «airlite» позволило достичь высокой прочности деталей при их малом весе. Устойчивость к деформации тех же «ушек» напрямую влияет на удобство эксплуатации агрегата и качество укладки лески. А нагрузки в момент рывков норовистой пятнистой торпеды могут быть весьма значительными. Довольно толстая полая дужка и правильно подобранная форма ее окончания не дают шнуру шансов промахнуться мимо ролика лесоукладывателя, который вращается на двух шарикоподшипниках.

Рукоятка агрегата ввинчивается непосредственно в ось ведущей шестерни. Кноб вращается на двух фторопластовых втулках.

Оборудование этого узла подшипниками было бы более уместным, ведь композитные детали быстрее изнашиваются, хотя и имеют прекрасные показатели по скольжению. Между прочим, прилагаемая конструктивная схема убеждает нас в наличии на оси кноба именно шарикоподшипников (детали №№ 63, 65 – ball bearing).

 Корпус выполнен из того же нового материала «airlite», который обладает почти «металлической» прочностью при значительно меньшем весе. Высокая устойчивость деталей к деформациям позволяет более тщательно выверять положение вращающихся элементов, их соосность и взаимные перемещения. Точное позиционирование точек крепления сделано с помощь многочисленных вставок и прокладок, подгонка которых осуществляется в заводских условиях. Наличие большого количества мелких деталей и их важность для правильной работы кинематики механизма удержало нас от полной разборки катушки. Но и довериться схеме, прилагаемой к агрегату, после фиаско с подшипниками оси кноба мы не посчитали возможным.  Пришлось включить логику и личные контакты с мастерами катушечного сервиса. И вот что удалось выяснить. Формула 10+1 подтверждена. Из одиннадцати представленных на схеме точек размещения «шаров» два отсутствуют, будучи заменены на фторопластовые втулки (подшипники скольжения, а не качения), а еще девять нашли свои уютные гнездышки в таких местах:

- два в ролике узла укладки лески;

- два на ведущей оси;

- два на ведомой оси;

- один в гайке ротора;

- один на штоке в подшпульном пространстве;

- один на оси паразитной шестерни.

Осталось найти десятый, чтобы пазл сложился. Мы его не видим, а он есть. Аккуратненько сидит себе на пятке кулисы и страдает от того, что его забыли обозначить на схеме отдельно, поименовав просто в составе всего узла продольного перемещения штока «кулиса в сборе».  Чтобы закончить с подшипниками вспомним еще и традиционный «+1», без которого не обходится любая более менее уважающая себя катушка. В нашем случае речь идет о роликовой обгонной муфте. Возможность ее выключения для обеспечения обратного хода ротора отсутствует. Модное нововведение не всем придется по нраву, но судя по тенденциям мирового катушкостроения привыкать к работе без флажка стопора таки придется.

Прояснив ситуация с главными деталями, перейдем к еще более главным. В составе главной пары ведущая шестерня в виде зубчатого алюминиевого венчика на стальном валу и ведомая из «желтого металла». Паразитная шестерня также изготовлена из сплава алюминия и цинка. Стальной шток имеет толщину чуть более трех миллиметров. Прорези в роторе и юбке шпули вынудили разработчиков укрыть роликовую муфту и подшипник над ней специальным стаканом.

При этом «шарики» ротора и подшпульного пространства остались без защиты, хотя и выполнены в закрытом варианте.

Впечатления и выводы

Применение новых композитных материалов с большим процентным содержанием углерода позволило достичь минимального значения весовых показателей. Производитель заявляет, что катушки Favorite Arena весят намного меньше аналогов. Действительно, 160, 180 и 220 граммов – небольшие цифры для катушек размерности 1500, 2000 и 2500 по Shimano. По всей видимости, пользователи будут благодарны, ведь за рыбалку им приходится делать сотни забросов и каждый лишний грамм со временем превращается в неподъемную гирю.

По качеству сборки замечаний нет. Кноб очень жестко сидит на своих втулках (пожалуй, даже слишком жестко). Люфт в главной паре на грани мануальной чувствительности. Шпуля также лишена возможности продольных и радиальных перемещений. Ход катушки ровный, приятный. И только тихий шелест сопровождает работу всех шариковых и одного роликового подшипника.

Передаточное число в 5,2:1 обеспечивает комфорт при необходимости быстрой проводки. При этом ход штока вперед происходит при вращении рукоятки на один оборот и столько же при обратном перемещении. Перекрестное распределение стежков шнура по шпуле не дает верхним виткам намотки продавливать более слабо уложенные нижние. Это в свою очередь предохраняет от сброса петель и образования «бороды» при забросе.

Замеченные нами недостатки (спорное сочетание блестящих вставок, подшипники скольжения на оси кноба и отсутствие запасной шпули) с лихвой перекрываются многочисленными достоинствами и вряд ли сыграют решающее значение при выборе именно Favorite Arena в качестве агрегата для ареа-ловли. Ориентировочная стоимость составляет около ста долларов США. В данной ценовой категории не поместились аналоги от ведущих японских фирм, а предложение от менее именитых фирм не обладают рядом специфических свойств, которые потребитель ждет от катушки, предназначенной для ловли форели в прудовых хозяйствах. Впрочем, наша сегодняшняя гостья не спасует и в более привычных для спиннингиста сферах применения – микроджиг, ловля голавля, жереха и других видов хищных рыб. Она уместно будет смотреться в снаряжении любого рыболова, который вынужден свои трофеи искать на дальних рубежах с применением легких приманок и тонких шнуров.

Все вышеизложенные наблюдения и испытания мы сопроводили видео-обзором, который вы можете найти на канале kapitan.ua сервиса YouTube. Вы увидите контрольное взвешивание, частичную разборку и самое главное – качество укладки плетеного шнура. Визуальные впечатления – лучший способ для знакомства с продуктом и хорошая предпосылка для принятия верного решения. Приятного просмотра!