Пролог

Кто-то, сидя за рулем Mercedes S-classe, вспоминает свои первые километры за рулем Volkswagen Kafer, а кто-то, вращая рукоятку Daiwa Luvias, со слезой в голосе поминает свою первую «невскую катушку». Сейчас трудно себе представить начало рыболовной карьеры  с барабанным инерционным аппаратом в руках. Производители позаботились о том, чтобы неофит сразу соприкоснулся с комфортом ловли безынерционной катушкой, пусть и начального уровня. Так у него больше шансов укрепиться в своем желании постичь тонкости рыбалки и пройти путь дальнейшего совершенствования своих умений до уровня мастера.

Мы уже не раз обращали свое внимание на самый бюджетный сегмент рынка «мясорубок», как любовно называют безынерционные катушки многие спиннингисты. На обзорах побывали и примитивные агрегаты для фидерной ловли от компании Salmo, и изделия с претензией на универсальность от Trabucco и Select (модели Bravia и Galaxy). Сегодня мы познакомимся с еще одной серией, выпускаемой под брендом Select с интригующим именем GTA. Схожесть этого названия с аббревиатурой популярной компьютерной игры Grand Treft Auto позволяет предположить нацеленность продукта на молодежную аудиторию, а его невысокая (и даже минимальная цена) подтверждает данное допущение. Но начнем мы с внешности.

Серый металлик

Корпус катушки, выполненный из карбопласта, не режет глаза обилием красок. Из всего многообразия цветов, распознаваемых человеческим зрением, дизайнеры отдали предпочтение мягкому серому с металлическим отливом. Обводы плавные, но с четко выраженными гранями.

Серебристая алюминиевая шпуля и точеная рукоятка из того же материала не нарушают общей унылой серости.

Даже две черные детали – кноб и рычажок включения блокировки обратного хода – с готовностью признают себя просто темно-серыми, дабы не разрушать целостность образа.

 В целом катушка смотрится соответственно своим несложным задачам и возможностям.

Ближе к шестеренкам

От красоты к функционалу. Прежде, чем начать наши детективные похождения, хочется отметить ряд безусловных плюсов данного агрегата. Ранее упомянутые алюминиевые шпуля и рукоятка к таким плюсам относятся безусловно. А еще – минимизированные до предела люфты всех сочленений. Немножко сверх нормы гуляет, разве что, ручка, а шпуля стойко переносит разнонаправленные нагрузки. И цена в десять долларов, вот, пожалуй, и все. Перейдем к недостаткам. Не понравился фрикцион – эффективный ход регулятора составляет не более полутора оборотов. Такой подход лишает возможности точной настройки тормозного усилия. Сам механизм собран из четырех дисков, два их которых, похоже, стальные, а еще два из пластика яркого красного цвета.

Следующее «не нравится» касается четкости срабатывания дужки ротора. Процесс не сопровождается внятным щелчком и пружина, удерживающая дужку в открытом положении, достаточно слабая. Не порадовала и трещотка, расположенная под «юбкой» шпули. Выполненная в виде пластмассовой детали, она отвечает за крепление клипсы и одновременно должна звуковым сопровождением извещать о стравливании шнура. Тоненький язычок детали вряд ли прослужит долго.

 При вращении рукоятки заметна небольшая высокочастотная вибрация и слышен рокот. По всей видимости, не все детали катушки нормально приработаны друг к другу. О качестве намотки мы расскажем в видео-обзоре Select GTA на канале Kapitan.ua. А пока постараемся разобраться во внутреннем строении испытуемого изделия. И здесь начинаются детективные исследования. Производитель решил не оказывать помощь в таком важном вопросе, как изучение конструкции механизма. Ни на стенках коробки, ни в виде отдельного листа схема расположения запчастей не обнаружена. Из информации на упаковке мы узнали, что механизм содержит 3 шарикоподшипника и роликовую муфту. Также заявлено наличие мгновенного стопора обратного хода (чем, обычно, и занята вышеупомянутая муфта).

Работа блокировки ротора позволила нам усомниться в приведенной информации. Ну что ж, отвертку нам в руки…

Снятие ротора не требует специального инструмента и проводится достаточно быстро. Внутренняя часть детали образует венчик однонаправленных зубцов.

В зацепление с ними входит специальный стопорок.

Вот и весь «мгновенный тормоз». При дальнейшей разборке установлено положение двух шарикоподшипников, на них опирается ось ведущей алюминиевой шестерни. Последний (если верить формуле 3+1) подшипник находится, скорее всего, на ведомом валу, изготовленном из бронзы. Ролик лесоукладывателя просто посажен на ось.

Отсутствует не только втулка, но даже фторопластовые шайбы. Весь узел забит смазкой, которая и должна облегчить его работу.

Модификации

Серия катушек Select GTA состоит из четырех типоразмеров от 1000 до 4000 по Shimano. Вес агрегатов составляет 179(Select GTA 1000), 198(Select GTA 2000), 228(Select GTA 3000), 234(Select GTA 4000)  грамма соответственно. Размеры корпуса, сравнимый вес и особенности расстановки крепежа позволяют предположить наличии двух механизмов с четырьмя вариантами размера шпули.

Лучшим применением для пары младших моделей станет спиннинговая ловля легкими приманками, требующими равномерной проводки (воблеравертушки). Старшей паре по силам более сложные задачи, включая дальние забросы оснасток с весом до 50 граммов. Глубокая и невысокая шпуля в сочетании с коротким ходом регулятора фрикциона исключает варианты пикерной или фидерной ловли, но вот на некрупного карпа или увальня-карася можно поохотиться вполне успешно.

Подведем итоги

Вряд ли на рынке вы найдете более привлекательное предложение, чем катушка с алюминиевой шпулей (пусть даже и без запасной графитовой), тремя или четырьмя подшипниками и в хорошем качестве исполнения. И все это с ценником в десять долларов. При всех неоспоримых плюсах все-таки смущает неправдивая информация, размещенная на упаковке товара. Называть ступенчатую блокировку «Системой обратного стопора – Zero reverse мы считаем некорректным. Что, впрочем, не лишает возможности GTA занять свое место в арсенале начинающего рыболова.