Пролог
На полях катушечних сражений доминирующие высоты давно заняты двумя японскими брендами Daiwa и Shimano. Им нет дела до происходящего в долинах бюджетных моделей и на пологих склонах прилегающих к ним высоток местных брендов. Иногда гранды катушкостроения позволяют себе засылать разведывательные группы в нижележащие районы в виде упрощенных и облегченных серий и с интересом смотрят на полученные результаты. Редко, но регулярно, происходят и ответные поползновения. Недавно мы знакомились с моделью Hurricane бренда Favorite, есть аналогичные по сложности агрегаты Vantage и Confidence у компании Salmo.  Сегодня к нам в руки попала еще одна катушка, своим появлением имеющая цель вторгнуться в неприкасаемые владения грандов. Новинка настолько горячая, что даже внятного технического описания нам найти не удалось, не говоря уже об обзорах или видео-презентации. В 2016 году компания Balzer выводит на рынок серию Hybrid MK Adventure, разработанную под присмотром известного рыболова и популяризатора рыбалки Matze Koch’a. Чем же удивит нас новичок топ-сегмента и с какими аргументами он готов бороться за кошелек покупателей?

Одежка для встречи

Прежде чем углубиться в шестерни и подшипники, давайте оценим катушку с точки зрения презентабельности внешнего вида. Монохромность цветового решения смотрится очень солидно. Черный и серый сменяют друг друга, не дав и миллиметра свободного пространства для наплыва легкомысленного синего или агрессивного красного. Детали агрегата то поблескивают зеркальными поверхностями, то утягивают взгляд внутрь матовых граней плоскостей. Светлые надписи немногочисленны и не отвлекают внимания.

Рыбный скелетик на «щечках» корпуса вызывает ассоциации с логотипом Гарри Лумиса.

Точеная рукоятка явно побывала в стальных лапах станка с числовым программным управлением.

Несимметричный ротор с двумя дугами различной кривизны, сложная геометрия пересекающихся линий, овальные вырезы в «юбке» шпули – все это создает цельный образ изделия в стиле техно-модерн.

Оценив дизайнерские решения на твердую «пятерку», перейдем к решениям инженерным.

Тяжелый алюминий

Корпуса современных катушек изготавливаются, как правило, из композитных материалов. Наличие даже небольшой толики углерода в массе дает право производителю заявлять о применении карбопласта. Металлические детали редко используются в современном катушкостроении, даже если изготовлены они из алюминия. Химический элемент, известный также под названием «крылатый металл» оказался слишком тяжелым для изделий рыболовного направления. Вызвано это в первую очередь тем, что значительно полегчали спиннинговые приманки и удилища, предназначенные для их заброса. Для достижения баланса в системе удочка-катушка инженерам пришлось экономить каждый грамм. Выигрывая борьбу с весом, конструкторы стали терять в прочности. Механизм, четкая и бесшумная работа которого зависит от постоянного сохранения соосности вращающихся частей, не имеет права даже на малейшую деформация опорных деталей. Композитные материалы, к сожалению, такими деформациями грешат. Matze Koch попытался найти компромисс в этом вопросе. В итоге была разработана гибридная концепция, нашедшая отражение и в названии катушки. Силовые элементы корпуса и лапка изготовлены из алюминия для достижения необходимой жесткости в противостоянии сдвигам и скручиваниям. Остальные корпусные детали выполнены из нейлона с добавлением 25% углепластика для снижения веса и придания дополнительной прочности.

Продолжая внешний осмотр отметим еще некоторые детали. Ажурный ротор, несмотря на свою асимметричность, хорошо сбалансирован. Точенная алюминиевая шпуля средней глубины предназначена как для работы с рыболовными шнурами, так и с любимой некоторыми рыбаками леской из флюорокарбона.

Облегченная полая дужка ротора имеет достаточную прочность и хорошо фиксируется в открытом положении.

Широкий ролик лесоукладывателя полностью покрыт напылением из нитрида титана.

Точеная рукоятка ввинчивается в корпус резьбовым соединением с левым винтом.

С противоположной стороны находится симпатичная заглушка, отвинтить которую довольно сложно – слишком близко находится ротор катушки.

Простенький, на первый взгляд, кноб покрыт резиной и имеет углубления для пальцев.

Флажок блокиратора обратного хода находится под корпусом.

 Используя схему на упаковке, постараемся разобраться во внутреннем строении механизма. Шесть чередующихся карбопластовых и алюминиевых дисков переднего фрикциона не только позволяют прецизионно настроить тормозное усилие. Главная их задача – мгновенная реакция на рывок рыбы еще до того, как наступит предел прочности шнура. Полный ход регулятора составляет два с половиной оборота.

 Семь шарикоподшипников из нержавеющей стали находятся на следующих позициях: по два на ведущей и ведомой осях главной пары, по одному в ролике узла укладки лески, на оси паразитной шестерни и у основания кноба. Игольчатый подшипник расположен на ведомом валу из нержавейки и обеспечивает мгновенную блокировку обратного хода. Привод штока шпули осуществляется толкателем, сцепленным с эксцентриком «паразитки». Для снижения скорости подачи применена дополнительная редукционная шестерня. По замыслу разработчиков данное решение должно обеспечить идеальную укладку тонких шнуров. Насколько задумка удалась, мы проверим в ходе испытаний на намоточном стенде и покажем в видеоролике. Пока только заметим наличие двух регулировочных шайб под шпулей катушки, с помощью которых можно регулировать положение конуса намотки на ней.

Компромисс в борьбе веса и прочности дал следующие результаты на взвешивании: модель Balzer MK Adventure Hybrid 8300 – 290 граммов, модель Balzer MK Adventure Hybrid 8350 – 400 граммов. Daiwa Certate в аналогичных размерах будет полегче – 285 и 380 граммов соответственно. Shimano Stella 3000 еще легче – 265 граммов. О ценах продукции лидеров рынка лучше не упоминать – они на порядок выше.

Подведем итоги

Заоблачные дали, в которых обитают лидеры современного производства рыболовных катушек, не дают покоя производителям бюджетных снастей. Периодические вылазки, которые они совершают на «вражескую территорию» возможны только при поддержке новых технических решений. Balzer Hybrid MK Adventure не лишен изюминки как в дизайне, так и в конструкторских находках.

Достаточно ли этих аргументов для завоевания своего кусочка рынка топ-катушек покажет время и ресурсные испытания. Мы же отметим симпатичный внешний вид и удачное соединение различных материалов в деталях корпуса. Обещанное  улучшение качества намотки шнура мы решили проверить вживую. А пока серия Hybrid MK Adventure остается вершиной конструкторской мысли компании Balzer.