Пролог

Современные двигатели внутреннего сгорания работают по одному из трех циклов. Названы они в честь своих разработчиков: Николауса Отто, Рудольфа Дизеля и Феликса Ванкеля. И если усовершенствованные творения первых двух гениев механики вы можете встретить «на земле, в небесах и на море», то последнему повезло меньше. Обладая прекрасным соотношением объем/мощность, они постепенно сошли со сцены, и только компания Mazda Motors с маниакальным упорством продолжала совершенствовать роторно-поршневые двигатели и выпускать оснащенные ими автомобили вплоть до 2012 года, планируя возобновление серийного производства в 2018-м.

Настойчивость, с которой компания Salmo продолжает разрабатывать и внедрять в производство новые версии катушек для фидера, также достойна восхищения. Особенно это ценно в тот момент, когда другие операторы рынка избавляются от недорогих моделей, предназначенных для ловли мирных видов рыб. Инженеры выносят на суд покупателей и самые бюджетные, и технически сложные агрегаты, призванные служить как опытным мастерам, так и неофитам английской классической донки. Сейчас мы поведем разговор о катушках серии Blaster Feeder 1, которые, несмотря на «минимальную комплектацию» имеют все основания называться фидерными.

Максимальная минимизация

Если представить себе совещание разработчиков по снижению затрат на производство новой модели, то оно скорее напоминало анатомический театр. С Blaster сняли все, что возможно, оставив только те компоненты и детали, без которых агрегат просто перестал бы выполнять свою основную роль – подачу оснастки и обратную подмотку лески. Тем легче нам разобраться в строении катушки. Корпус выполнен из углепластика «глубокого» зеленого цвета с отливом «металлик». Ручка литая, алюминиевая, с простеньким, но неожиданно удобным кнобом.

Ротор мог быть и поизящнее, но вместо фигурных прорезей его украшают накладки из блестящего пластика.

Шпуля – типично «фидерная», конусная, высокая, мелкая, графитовая и, к сожалению, единственная.

Запасная была списана за ненадобностью вместе с другими деталями, и потому в комплект не входит. Передний фрикционный тормоз состоит из шести дисков, и развиваемое им усилие, как мощность двигателя Роллс-Ройс – достаточное.

Дужка ротора в открытом положении ведет себя стойко, как щелкунчик в битве с армией крысиного короля. Ролик лесоукладывателя просто огорошил – он с напылением! Может это не нитрид титана, но даже бронза или латунь имеют очень неплохие показатели стойкости к износу и коррозии.

Кроме того, сразу отметим легкость вращения – втулки, они ведь тоже подшипники, только не качения, а скольжения. Резюмируя внешний осмотр, хочется похвалить дизайнеров за приятный экстерьер, а инженеров – за то, что своевременно остановились в своем стремлении к упрощению. В конструкции механизма они, к сожалению, не были так сдержаны.

Глядя на схему, отпечатанную на упаковке, мы начинаем понимать, каким должен был быть Blaster. Это чудо инженерной мысли обладало пятью шарикоподшипниками.

Но то ли это рисунок от другой модели, то ли инженеры сократили слишком многое… Судя по надписи «1 ball bearing» на шпуле, единичка в названии Salmo Blaster Feeder 1 говорит именно о количестве «шаров». О месте расположения единственного подшипника можно только догадываться, так как обеспечивать нас исчерпывающей информацией изготовитель не стал.

Маленькое лирическое отступление

Когда-нибудь настанет день, и на коробках катушек буду рисовать схему, имеющую отношение именно к данному агрегату. Не к другой модели, не фантазии на тему «как это могло бы быть», не набросок из Сальвадора Дали, а графическое представление строения механизма. Несоответствием рисунка и содержимого упаковки грешит не только Salmo, но и другие именитые производители. Но мы надеемся, что вскоре будет реализовано право покупателя получать достоверную информацию о товаре. А пока припомним один афоризм из Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол» - не верь глазам своим».

Вернемся к нашему Blaster

Изобретения велосипеда не произошло, везде мы видим традиционные решения, проверенные временем. Толкатель штока приводится эксцентриком паразитной шестерни, стандартная латунно-алюминиевая главная пара, никаких озарений или откровений. «Фирменная» система складывания рукоятки.

С сожалением отмечаем отсутствие на ведомом валу привычного стопора обратного хода в виде роликового подшипника. Его безуспешно пытается заменить многозубчатая храповая шестерня. Это шаг назад с точки зрения катушкостроения. Ступенчато работающий механизм блокировки ротора неприятно удивит своей жесткой работой тех рыбаков, в практике которых уже встречались катушки с обгонной муфтой.

Taifun + Blaster

Три типоразмера модельного ряда по своим параметрам и возможностям идеально соответствуют трем  весовым категориям удилищ Taifun того же производителя.

 Катушка Salmo Blaster Feeder 1 5630FD хороша с пикерами тестом до 30 граммов в длине 240 и 270 сантиметров. Средняя модификация 5640 с идентичным механизмом и слегка укрупненной шпулей подойдет для фидеров длиной 330 и 360 сантиметров с кастингом до 90 граммов. Старшей версии 5650 с большой шпулей и мощным корпусом по плечу задачи, который вы ставите перед удилищем тяжелого класса модели 360/120. И дело не только в общей зеленой цветовой гамме, названные пары сбалансированы также по стоимости. Согласитесь, нелогично ставить катушку премиум класса на стеклопластиковый бланк, равно как и негармонично будет смотреться модель с одним подшипником на удочке стоимостью в несколько сотен долларов.
 

Подведем черту

Стремление к максимальному снижению цены не привело к ухудшению качества исполнения. Экономия в конструкции оправдана желанием создать доступный продукт, но при этом радует отсутствие брака в виде сколов лакокрасочного покрытия, заусениц на бортике шпули или других признаков экономии на сборке. Гармоничные со всех точек зрения, включая дизайнерскую, пары «катушка Blaster плюс удилище Taifun» являются недорогим входным билетом в сообщество любителей фидера и вполне претендуют на звание специализированного инструмента для ловли мирных видов рыб.