Основы установки

Вы должны убедиться, что ваш двигатель закреплен надежно и на необходимой высоте так как это имеет решающее значение для операции установки. Внимательно изучите «Руководство пользователя» и процедуру правильного монтажа вашего подвесного типа двигателя, если не хотите увидеть как ваш мотор погружается на дно водоема из-за того, что был установлен неправильно.

Топливная система

Существует два распространенных типа топливных систем: первый, со съемной канистрой, используемой на малых судах; второй, со встроенным баком, подходящий для более крупных судов. Третий тип применяется только на небольших лодочных моторах и имеет топливный бак, который крепится к блоку двигателя. Независимо от вида топливной системы, все начинается с топливного бака и с каждым баком могут возникнуть проблемы.

Наиболее распространенная проблема с топливной системой подвесных двигателей является вода, накапливающаяся в топливном баке. Это может быть вызвано конденсатом внутри канистры, когда она заполнена лишь частично, либо от воды в бензине, который вы купили. Вода, накапливаясь в топливной системе, может быть причиной ржавчины, которая, отслаиваясь, может попасть в двигатель. Чаще всего такие отслоения улавливаются топливным фильтром / водоотделителем, но и хорошо сконструированные фильтры не могут предотвратить закупорку карбюратора двигателя микроскопическими частицами. Диагностировать попадание воды, накопленной в баке, в карбюратор можно по прерывистой работе двигателя на холостом ходу или потере мощности, ну а в тяжелых случаях двигатель вообще не будет работать.

Лучшим способом избежать этого является установка дополнительного фильтра-водоотделителя и регулярное техническое обслуживание всех фильтрующих компонентов. Также следует не реже одного раза в год проверять всю топливную систему, хомуты, шланги и соединительные элементы, чтобы убедиться, что они не повреждены, не дают утечки и являются безопасными.

Перейдём ко второй наиболее распространенной проблеме топливной системы — блокировке вентиляционного отверстия бака. Определить это просто: когда вы заполняете бак, топливо имеет тенденцию к переполнению. Это происходит из-за того, что вентиляционный канал уменьшается вследствие коррозии, тем самым препятствуя выходу воздуха. Вы можете предотвратить эту проблему, регулярно проверяя сито и очищая от каких-либо загрязнений. При попадании грязи, воды или загрязненного топлива внутрь бака, необходимо слить все содержимое и тщательно промыть бак, пока он не будет совершенно чистым. Большинство высокотехнологичных двигателей оснащены компьютеризированными системами впрыска топлива и, для обеспечения надежной работы, нуждаются в обслуживании квалифицированным специалистом в случае ремонта и замены деталей.

Система смазки

Система смазки, в настоящее время, встречается в некоторых конструкциях двухтактных двигателей, и, как правило, является стандартной для четырехтактных двигателей. У всех производителей свои, особенные смеси масла и топлива, которые тестировались на протяжении многих лет для обеспечения лучшей и более длительной работы двигателя. Смесь, которая содержит слишком много масла имеет избыточное выделение дыма, что является не самым желанным зрелищем, когда вы скользите по водной глади.

Простейшим является Метод предварительного смешения, заключающийся в смешивании масла с бензином перед использованием, который может быть и является самым легким, но и наиболее загрязняющим, когда смесь приготовлена не идеально. В Руководстве пользователя для вашего подвесного мотора указаны правильные пропорции. Также важно помнить, что отмерив количество масла, требуемое для правильного соотношения, его следует залить в бак перед добавлением бензина и поступающий бензин будет хорошо смешиваться с маслом
Многие современные двигатели имеют Автоматизированную систему смазки, которая обеспечивает подачу необходимого количества масла в нужной пропорции (топливо/масло), основанной на потреблении двигателя. Из-за того, что поломка маслонасоса может иметь критический характер, а для обслуживания необходимы некоторые специальные инструменты, применяемые для тестирования, все работы по обслуживанию должны выполняться только квалифицированными специалистами. Если вы подозреваете, что назревает проблема, приложите все усилия чтобы устранить её незамедлительно, и избежать повреждениям дорогого двигателя из-за неправильной смазки.

Система охлаждения

Для максимальной эффективности и максимальной чистоты выхлопных газов, система охлаждения должна поддерживать настолько высокую температуру, насколько это возможно для работы двигателя без причинения ущерба. Во время сгорания топлива температура вокруг поршня и цилиндра быстро поднимается и работа системы охлаждения заключается в отводе этого тепла, для предотвращения деформации и разрушения деталей двигателя. Если никаких угрожающих процессов не происходит, двигатель может работать снова, но вред, нанесенный в случае перегрева полностью восстановить уже не удастся.

Некоторым двигателям достаточно воздушного охлаждения, но в подвесных моторах для этой цели используется вода. Вода имеет бльшую массу, чем воздух, и является лучшим проводником тепла, что делает её идеальным элементом охлаждения для плавсредств. Вода поступает в подвесной двигатель через нижний блок, который, во время движения, находится ниже уровня ватерлинии. Водяной насос — сердце системы охлаждения, заставляет воду течь вверх, проходить через головку двигателя и делает её более прохладной, что, при правильной работе, предотвращает повреждение деталей двигателя.

Множество проблем лодочных моторов связанно с системой охлаждения, но есть и такие, которые являются специфическими и не встречаются в других типах двигателей, например автомобильных. Вода, по которой двигается ваше судно, имеет решающее значение для охлаждения, однако следует учитывать, что мусор, водоросли и грязь из водоёма тоже попадают в систему охлаждения. Симптомами, которые указывают на перегрев двигателя, являются:

• звонкий стук (детонация), который слышится при работающем двигателе.
• потеря мощности.
• запах дыма или гари исходящий от двигателя.
• изменение цвета вокруг свечей зажигания и головки цилиндров двигателя.

Лучший способ избежать повреждения системы охлаждения — регулярно осматривать, чистить и заменять фильтры. Проведение этих простых операций на постоянной основе позволит предотвратить всасывание мусора в двигатель и засорение системы.

Те, кто часто путешествуют по соленой воде, могут столкнуться ещё с одной проблемой — нарушением целостности прокладки, о чём нужно помнить, учитывать при обслуживании и знать как с этим бороться. Осматривая систему охлаждения, необходимо следить за признаками появления ржавчины и коррозии, а при обнаружении нежелательных отложений, немедленно прекратить использование двигателя и принять меры по их удалению. Важной процедурой для четырехтактных двигателей является регулярная замена масла, вследствие чего уменьшается количество накипи и поддерживается необходимый температурный режим, что позволяет достичь оптимальной производительности.

Подвесной мотор также нуждается в защите от замерзания. Повреждения деталей двигателя от замерзания могут быть столь же опасны, как и от перегрева, и для предотвращения этого, следует, в холодную погоду, заливать в двигатель антифриз. Для лучшей защиты, вы должны слить как можно больше воды, и использовать антифриз морского класса, предназначенный для работы при температуре от -73˚ С до -51˚ С (???) так как температура воды будет ниже, чем температура окружающего воздуха. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и лишней головные боли, а также обеспечить правильную работу, ни в коем случае не разбавляйте антифриз. Если вы планируете эксплуатацию в зимние месяцы, следует приобрести зимний комплект, включающий емкость, шланги и элементы монтажа, позволяющие подключить шланги к двигателю и обеспечить подачу антифриза из ёмкости в двигатель (точная настройка и процедура подключения, а также точки подключения должны содержаться в Руководстве пользователя).

Система электроснабжения

Система электроснабжения является ключевой для функционирования двигателя однако, в отличие от других систем, не имея надлежащей подготовки, вы вряд ли захотите попытаться устранить связанные с ней неполадки. При недостаточных знаниях в области электричества, вы подвергаетесь опасности: либо получить травму, либо повредить лодку. Поскольку вмешательство человека, не обладающего достаточными знаниями и навыками, может повлечь за собой серьёзные поломки и создание ситуации, опасной для жизни, лучше оставьте сложную работу для профи. Есть, однако, элементы системы электроснабжения, знание которых поможет сэкономить время и деньги, позволив устранить мелкие проблемы самостоятельно, не сдавая двигатель в ремонт.

Заземление

Одним из наиболее важных и наименее понятных аспектов любой электрической системы является заземление. Электрическая система вашей лодки, как правило, включает в себя как постоянный, так и переменный ток. Методы заземления этих типов схем различны и понимание их поможет вам избежать катастрофы. На самом деле, типов заземления не два, а больше: 
• Заземление контура постоянного тока
• Заземление и зануление контура переменного тока 
• Система заземления судна

Заземление контура постоянного тока

Цепь постоянного тока заземляется на одном конце — на аккумуляторе, и является замкнутой, то есть не заземляется на корпус судна. «Земля», также известная как «нейтраль», является проводником тока и имеет такое же важное значение, каковым для людей является "обеспечение жизненного цикла". Заземляющий провод, как правило, зеленого цвета (если только какой-то Дуремар случайно не заменить его другим проводом) и функционирует как безопасный контур проводящий ток на «землю» в случае короткого замыкания. Заземление аккумулятора обеспечивается самой батареей и никак не сопряжено с заземлением на металлический корпус судна и, тем более, с заземлением корпуса.

Заземление и зануление контура переменного тока

Заземление и зануление контура переменного также пребывает в «свободном плавании», т.е. заземляется только на береговую сеть, а не на корпус судна. Земля, или нейтраль, как и в цепи постоянного тока, является проводником тока, и может стать источником бедствия. В случае короткого замыкания, заземление выполняет роль «безопасного» канала цепи переменного тока, благополучно отводя напряжение на землю.
Заземление и зануление цепи переменного тока, являясь проводником тока, могут быть источником системных ошибок, однако хорошей новостью является то, что вы можете выполнить несколько простых тестов, чтобы выявить проблемы в схеме.

Система заземления судна

Прежде чем мы обсудим систему заземления судна, следует уяснить понятия электролиза и гальванизации. Электролиз это понятие, которое редко понимают и часто путают с другими процессами. Вы должны знать, что все суда имеют электрический потенциал, вызванный применением различных металлов в конструкции, каждый из которых имеет свой собственный электрический потенциал. Этот потенциал называется гальванизм и является основной причиной, по которой на судне установлены цинковые пластины.

Электролиз происходит, когда блуждающие токи вырываются из системы. В ненормальных условиях, когда это происходит, сопровождается разъеданием цинка и выделением на поверхности металла ярких, блестящих искр. Судно, которое надлежащим образом оцинковано генерирует около 1/4 V постоянного тока и может доходить до напряжения 1/3 V, не причинив ущерба, а в случае превышения этого показателя цинк будет съедаться быстрее, чем обед воскресенье на пустой желудок, в результате чего у вас возникнут проблемы с поражением металлических частей, погруженных в воду.

Система заземления судна, кабель которой также может быть зеленого цвета, не имеет ничего общего с электрическими сетями судна и лишь выравнивает различия потенциалов различных металлов, соединяя их вместе. Это не устраняет всех ваших проблем с гальванизацией и/или электролизом, но уменьшает их, распределяя протекание тока через большую площадь поверхности для устранения большей части возможного ущерба. С другой стороны, она также распространяет ток на все подводные металлические элементы и, при возникновении большого напряжения, в конечном итоге приводит к повреждениям. НИКОГДА не заземляйте ничего на систему заземления судна — это ошибка, часто встречающаяся у непрофессиональных электриков, которая может привести к катастрофе. В системе используется стандартный витой провод и кольцевые клеммы, которые подвержены коррозии от постоянного воздействия воды и если вы обнаружите что клеммы начинают ржаветь, следует отрезать их и установить новые, что позволит электричеству течь по цепи так как и предполагалось.

Кабели берегового питания

Самой распространенной причиной проблем с системами берегового питания является то, что разъемы и кабели не в состоянии поддерживать устойчивый контакт, так как и они регулярно подвергаются воздействию воды в течение долгого времени, вследствие чего страдают от коррозии и общего износа. Это может привести к перегреву и понижению напряжения, вызванному повышенным сопротивлением от коррозии, изогнутыми или изношенными разъемами. Работа в таких условиях не только приводит к работе электрооборудования «на износ», сократив тем самым срок службы, но является потенциально пожароопасной. Следует регулярной выполнять простую проверку, положив руку на край кабеля недалеко от соединения. Эта проверка должна быть произведена в момент, когда оборудование работает в обычном режиме и следует ожидать, что вы почувствуете тепло, но не более чем 43 ˚ С (примерно). Если же вы почувствуете, что температура выше, то, вероятнее всего, у вас возникли проблемы. Разъемы следует заменять во время сезонного обслуживания, но проверять их во время всего сезона навигации является совсем не лишним. Большинство коннекторов можно легко заменить. Если вы случайно уронили кабель в воду, не забудьте разобрать разъём, очистить и высушить, чтобы он не сгорел.

Кабели берегового электроснабжения — не та область, где вы сможете сэкономить, покупая дешевые подделки, так как в конечном счете, это будет стоить вам гораздо больше. Потратьте немного больше, чтобы купить высококачественное оборудование, разъемы с поворотной фиксацией (twist-lock), которые прослужат дольше и имеют еще одно преимущество: доступность запасных частей.

Дополнительное примечание по безопасности: Следует всегда отключать рубильник на берегу перед отключением питания. Это не только снижает риск поражения электрическим током, но и устраняет риск повреждений, которые могут возникнуть от разъединения контактов под напряжением.

УЗО — устройство защитного отключения
 (GFCI – Ground Fault Circuit Interrupters)

УЗО необходимо применять во всех электрических сетях в условиях повышенной влажности, включая ваше судно. На самом деле, шансы быть поджаренным в лодке как на электрическом стуле минимальны, поскольку вы не заземлены, однако это не означает, что ваше оборудование не может промокнуть и закоротить, причинив вред или, в худшем случае, стать причиной возгорания.

Аккумуляторы и зарядные устройства

Аккумуляторы могут быть источником проблем многих судовладельцев, которые можно предотвратить, и связано это с такими факторами как: низкое качество батарей, небрежное техническое обслуживание и неправильная установка и/или монтаж.

Качественные, надежные и долговечные аккумуляторы стоят дополнительных денег. У недорогих батарей более тонкие пластины, хуже заизолированы корпуса и изнашиваются они намного быстрее, чем более дорогие. Подумав о перспективах вы поймёте, что на самом деле не сэкономите деньги, покупая дешевый аналог, который придется заменить задолго до того, как качественный аккумулятор приблизится к концу своего жизненного цикла.

Важной является и правильная установка батареи, начинать которую следует с выбора места — чистого, сухого и легкодоступного. Если вы не можете добраться до аккумулятора без излишнего напряжения, шансы на его сохранение значительно уменьшатся. Также нужно учитывать и необходимость вентиляции, чтобы предотвратить накопление тепла.

Подсоединение

Не применяйте кабельные соединения с резьбовыми штифтами и лепестковыми муфтами. Эти типы соединения не обеспечивают надлежащего контакт с поверхностью, что может привести к высокому сопротивлению, которое является одной из основных причин поломки стартера двигателя. Провод стартера двигателя должен быть присоединен только свинцовым штампованным концевым наконечником, в целях обеспечения надлежащего соединения и достаточной поверхности контакта.

Зарядка

В генераторе, для вырабатывания электроэнергии, используется принцип магнитной индукции; магниты вращаются в поле множества проводов катушки и создают электрический заряд, который, в модифицированном виде, используется для подзарядки аккумулятора.
После того, как напряжение было сгенерировано, для большинства двигателей, оно должно регулироваться. В двигателях предназначенных для работы без регулирования напряжения, зарядка аккумулятор будет продолжаться, в течении всей работы двигателя, независимо от того, нужна батарее зарядка или нет. Это не вызовет серьезных проблем, но может привести к перезарядке аккумулятора, особенно когда электрооборудование на борту потребляет электроэнергии меньше, чем производится. Владельцам небольших двигателей с нерегулируемой батареей, необходимо часто проверять уровень электролита аккумулятора. Убедитесь, что ячейки не сухие, и что пластины слегка покрыты электролитом. Если ваш двигатель среднего или большого размера, зарядка вашей системе, скорее всего, будет регулироваться, и проблем не возникнет.

Проверка аккумулятора

Правильная работа системы зарядки зависит от самой батареи и, прежде чем выискивать проблемы в схеме зарядки, вам следует проверить состояние заряда батареи. Простейший способ сделать это — провести "тест напряжение разомкнутой цепи", который выполняется, когда батарея не использовалась в течение нескольких часов, что позволяет стабилизироваться материалу пластин и электролиту. Тестирование в любое другое время, например, сразу после зарядки даст неточные результаты. Вы также должны убедиться, что все бортовое электрооборудование выключено.

Для выполнения этого теста, вам необходимо просто установить мультиметр в положение "V" — вольтаж, и провести измерения на положительной и отрицательной клеммах аккумулятора. Не следует доверять показаниям на панели приборов. Цифровой мультиметр даст вам значения, которые является точными вплоть до долей вольта. В таблице ниже приведены процент заряда батареи в зависимости от полученных результатов.

Тест напряжения разомкнутой цепи

Показатель напряжения(V) Уровень заряда
12,6 или более 100 %
12,4 до 12,6 от 75% до 100 %
12,2 до 12,4 от 50% до 75 %
12,0 до 12,2 от 25% до 50 %
11,7 до 12,0 0 от 0 до 25 %
11,7 или меньше 0

Система управления

Подвесные моторы, как правило, управляются одним из трех способов: управление ручкой румпеля, дистанционным управление с помощью тросов или гидравлическим управлением. Небольшие суда управляются ручкой румпеля, средние по размеру — с помощью тросов, большие — с использованием гидроусилителя.

Независимо от того, какой тип управления у вас установлен, он начинается с рукоятки румпеля или руля, и заканчивается под водой, на триме, который установлен на двигателе.

Прежде чем делать предположения о проблемах в системе рулевого управления судна, убедитесь, что подводная часть корпуса в хорошем состоянии и что судно загружено равномерно. Неожиданные или внезапные ошибки управления обратно пропорциональны напряжению между рукой и рулевым устройством.

Управление румпелем

На небольших лодках управляемых ручкой румпеля, система проста и для обеспечения ее бесперебойной работы требуется минимум обслуживания: защита от воздействия погодных условий и, время от времени, смазывание вращающихся деталей.

Немного большего ухода требует червячная шестерня или механизм реечной передачи. В червячных передачах могут накапливаться грязь и мусор, поэтому следует очищать их бензином или дизельным топливом, по крайней мере раз в год. Для этого не потребуется разборки системы, просто нужно будет провернуть механизм и тщательно очистить всю стойку и / или передачу. После того как механизм хорошо очищен, покройте детали свежей тефлоновой смазкой для плавного скольжения и защиты от коррозии.

Регулировки натяжения рулевой системы

Четко определите расположение настроек натяжения рулевого механизма на судне, изучив Руководство пользователя. Они могут быть в форме регулировок, встроенной в шкворень стержня штурвала (???) или рычага установленного на консоли двигателя. При внесении корректировок, всегда помните, что не следует затягивать с усилием, при котором чувствуется сопротивление системы управления, а сделав небольшие изменения, нужно проверить работу механизма, прежде чем продолжить.

Регулировка трима

Еще одна распространённая проблема — сильное натяжение на рукоятке румпеля при ускорении от средних до высоких оборотов, от чего рука быстро устает. Она довольно просто устраняется регулировкой трима, однако, для начала, следует убедиться, что причиной не являются указанные выше распространённые помехи (неравномерная нагрузка или повреждения корпуса). После того как вы убедились, что груз распределен правильно и корпус в порядке, можете приступать к регулировке трима.

Следует учитывать, что незначительное изменений в регулировке приводит к более значительным изменениям в управлении и настройка требует терпения и проведения испытаний. Для регулировки трима нужно ослабить центральный болт в центре(???) и сдвинуть петлю(???) в желаемом направлении, затем затянуть и проверить результат

Если ваша лодка, в момент когда вы не касаетесь ручки румпеля, стремится повернуть направо, следует переместить трим так, чтобы передняя (ведущая) кромка была направлена несколько влево. Если же наблюдается тенденция к повороту влево, отрегулируйте трим, чтобы его передняя кромка направлена немного вправо. Как упоминалось ранее, следует производить незначительные изменения, а затем проводить ходовые испытания.

Система управления при помощи тросов

В системе управления при помощи тросов используется рулевой редуктор или механизм реечной передачи с усилителем.
Чаще всего возникают проблемы в местах, наиболее подверженных воздействию погодных условий — вблизи двигателя. Важно устранить зарождающуюся проблему на ранних стадиях, чтобы избежать значительного повреждения механизма управления. Следует регулярно проверять систему, чтобы убедиться в отсутствии мусора и достаточности смазки. Любые более сложные проблемы системы управления должны устраняться квалифицированным специалистом.

Гидравлическое управление

В гидравлической системе рулевого управления, чтобы повернуть судно в соответствии с движением вашего рулевого колеса, используется давление гидравлической жидкости. Вместо тросов рулевого управления она включает в себя шланги с гидравлическим маслом. Когда вы поворачиваете руль, активизируется клапан в рулевой колонке, в результате чего гидравлическое масло выталкивается либо влево, либо вправо. Гидравлическая система требуют меньше усилий в эксплуатации и минимального обслуживания.

Есть два основных обстоятельства, которые требуют особого внимания при использовании гидравлических систем. Во-первых, при добавлении жидкости или переустановке гидравлических шлангов и элементов монтажа, следует убедиться, что всё полностью очищено. Даже мельчайшие частицы грязи могут вызвать неисправности. Во-вторых, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует сокращать длину шланга, так как каждая система разработана с учётом определенных параметров и длина шланга является важным компонентом. Если шланг заблокирован, следует получить рекомендации завода-изготовителя. Рулевым управлением вашего судна не следует рисковать и применять методы, которые подходят для временного парусного такелажа.

Системы привода трима и наклона

Если у вас возникли проблемы с приводом трима и наклона, есть несколько простых способов устранения неполадок, поскольку, как правило, в них используется 12-вольтвольтовый реверсивный двигатель, который имеет 2 или 3 контакта подключения. В случае схемы с двумя проводами, один из них синего цвета, второй зеленого. Третий провод, если он предусмотрен схемой, как правило, черный и служит для заземления системы которая не заземляется на корпус двигателя. При подаче напряжения на синий провод, двигатель поднимается вверх, а при подаче напряжения на зеленый, опускается вниз.

Перед тестированием убедитесь, что аккумулятор заряжен и включен. Вы услышите небольшие щелчки, если напряжение подается на соленоид. В этом случае настало время перейти непосредственно к двигателю и продолжить тест там. В первую очередь следует отключить двигатель системы привода трима и наклона. Следующий шаг — подать напряжение 12 вольт на синий провод, чтобы поднять двигатель вверх, если он находится в нижнем положении, или на зеленый провод, если двигатель находится в верхнем положении. Если двигатель работает, но движения не происходит, причина в соленоиде, который необходимо заменить. Если же двигатель не запускается, то в замене нуждается он сам. Обе эти операции потребует вмешательства квалифицированного специалиста, но вы можете поздравить себя с экономией нескольких долларов на диагностике проблемы своими силами.

Если установлено несколько двигателей


Если у вас установлено несколько двигателей, следует выполнить этот тест на каждом двигателе отдельно