Пролог

До недавнего времени основным поставщиком сапфиров на рынок ювелирных камней являлось небольшое островное государство в Индийском океане – Шри-Ланка. Прекрасные геммы синего цвета с твердостью почти как у алмаза завоевывали сердца красавиц по всему миру. Компания Ибис решила немножко отступить от общепринятых норм и теперь поставляет рыболовные катушки с названием Favorite Sapphire, которые с успехом завоевывают сердца суровых спиннингистов. Они тоже синие, но причина популярности, наверное, не только в цвете. Предметом нашего рассказа будут выявленные нами в ходе знакомства с шестью моделями этой серии достоинства и недостатки агрегатов. И первое достоинство – дизайн.

Гемма в оправе

Умеют художники, трудящиеся над внешним видом катушек бренда Favorite, скупыми штрихами создавать целостный образ. Мы недавно говорили о кроваво-красном Hurricane и о покоряющем дивными переливами от фиолетового до зеленого Sirius. С моделью Sapphire дизайнеров снова постигла удача. Синее тело катушки, как благородный камень, получило золотую оправу. Износоустойчивое покрытия шпули, накладки на рожки ротора, обрамление точек выхода оси ведущей шестерни, декоративная «пятка» корпуса и даже заглушка кноба – все эти золотистые элементы составляют обрамление синего корпуса катушки.

Две серебристые детали – полая дужка ротора и рукоятка – охотно теряются на фоне более ярких и насыщенных цветов.

 Форма ротора, пожалуй, уже стала визитной карточкой для топ-сегмента катушек Favorite, хотя Sapphire к ним и не относится.

Отработанная простота

В производственной программе компании Ибис серия Favorite Sapphire пришла на смену модели Regza и, соответственно, разместилась на верхней границе бюджетного сегмента. Такое маркетинговое позиционирование предопределило ряд конструктивных решений. В катушке вы не найдете инженерных откровений на тему «дважды бесконечного винта» или карбоно-алюминиево-магниевых композитов. Зато примененные решения прошли многолетнюю обкатку на предыдущих моделях и по своим параметрам надежности дадут сто очков вперед самым передовым веяниям. К примеру, диски фрикциона изготовлены не из углепластика, а из привычного фетра. В тоже время тонкая настройка не вызывает проблем а максимальное усилие такое же как и у дорогих моделей – 7 и 10 килограммов.

 Клипса на шпуле пластиковая, но она подпружиненная, у нее удачная форма и ею легко пользоваться.

В подшпульном пространстве вы не найдете шарикоподшипников. Зато ось ведомого вала опирается на два «шара» и не имеет контакта с деталями корпуса, что положительно влияет на плавность хода. Кстати, еще два подшипника расположены на оси ведущей шестерни и по одному в ролике узла укладки лески и в теле «паразитки». А за мгновенную остановку ротора при твичинговой проводке отвечает роликовая муфта, защищенная от попадания пыли и влаги специальным вкладышем на штоке. Конечно, если добавить пару подшипников в кноб, под шпулю и другие не столь нагруженные места, то можно получить и Favorite Sirius, благо корпус очень похож. Но может тогда проще сразу купить более продвинутую модель и наслаждаться собственной значимостью размером в «плюс четыре шара»?

Производитель привлекает покупателей не только простотой и надежностью кинематических схем. Не меньшее внимание делено и повышению качества укладки. Продольным перемещением штока шпули заведует небольшая деталь с пазом в форме латинской буквы «S». Сцепленная с эксцентриком паразитной шестерни, кулиса толкает шпулю мягко, закругленно, без рывков и зависаний. Шнур ложится мелкими стежками с заметным пересечением слоев намотки. Визуально это можно будет вскоре наблюдать в видео обзоре на канале Kapitan.ua. Очень положительные ощущения в руках рыболова рождаются при вращении рукоятки. Скрипов, хрипов, рокота и дребезжаний вы, естественно, не услышите. На дворе третье тысячелетие и качество подгонки деталей таково, что даже очень бюджетные катушки не позволяют себе сопровождать какофонией собственную работу. Но у Favorite Sapphire присутствует в необходимом количестве загадочная субстанция, которую опытные рыбаки называют «бархатностью хода». Из того же материала, кстати, изготовлен и чехол, который вы получаете в комплекте с катушкой.

Кроме него в упаковке находится еще схема внутреннего строения агрегата и больше ничего. Запасная шпуля не предусмотрена ни в металлическом, ни в графитовом варианте. Потому следует хорошо подумать при выборе модификации. Все модели с индексом «S» оборудованы мелкой шпулей, а без индекса – деталью с увеличенной в два раза лесоемкостью. Если ваше предпочтения по материалу основной лески склоняются к плетеным шнурам – берите «эску». Если же вы предпочитаете мягкость монофила или «невидимость» флюрокарбона, то ваш выбор  - безбуквенный вариант. Катушки в размере 20002500 и 4000 Shimano полностью перекрывают потребности спиннингиста от сверхлегких 2-х граммовых колебалок до джиг-головок весом в полторы унции и забросами «за горизонт». Сами агрегаты легкими назвать нельзя, но и в тяжеловесы они не годятся. Неумолимые цифровые весы определяют их в категорию середнячков. 2000 и 2000 S завесили 244 и 253 грамма соответственно, 2500 и 2500 S в аналогичном корпусе чуть тяжелее – 255 и 260 граммов. Наиболее взрослой выглядит пара 4000-го размера, ее веса 290 и 295 граммов. Приносим свои извинения за указание веса в граммах, хотя для драгоценных камней обычной является другая единица измерения – карат.

Итогоподведение

Нам кажется, что компании Ибис удалось пройти по узкой грани, отделяющей откровенно дешевый продукт от вожделенного многими товара по привлекательной цене. Сделать катушку визуально похожей на изделия топ-сегмента и при этом точечными упрощениями конструкции не испортить ее положительных потребительских свойств – это мастерство. Да, нет подшипников в кнобе. Но сначала ответьте себе на вопрос – а что для вас важнее? Две детальки в набалдашнике рукоятки, которые вы никогда не увидите а присутствие вряд ли сможете ощутить, или наплыв правильной формы на дужке ротора, благодаря которому шнур обречен на попадание на ролик укладки лески?

Нам кажется, что разработчики Ибиса нашли правильные ответы на такого рода вопросы и результат их работы заслуживает внимания. Хотелось бы, чтобы в стандартный комплект катушки входила также запасная шпуля и хотя бы пять лет беспроблемной эксплуатации.