Пролог

Вершины производственной программы маркетологи называют по-разному, но обязательно возвышенно. К примеру «Превосходство» (Salmo Vantage), «Золотая Арка» (SPRO Gold Arc), «Сириус» (Favorite Sirius) и так далее. Действительно, лучшие разработки инженеров и дизайнеров вряд ли заслужили на прозвища «Железяка», «Изделие №30C» или по-военному, чтобы запутать своих и сбить с толку остальных - «С45КР14-8/394М». Для одного из своих лидеров на рынке спиннинговых катушек шведская Abu Garcia выбрала также особое имя – Orra. Значение этого слова с оттенком испанского звучания можно перевести как «необыкновенная», «нестандартная», «выходящая за рамки». Под таким звучным названием в продажу поступают интересные изделия со сложной конструкцией и привлекательными характеристиками. Две вариации с индексами Orra 2S и Orra SX прибыли к нам на смотрины и знакомство с ними заставило задуматься. Прежде всего, о целесообразности напичкивания механизма сложными узлами с последующей передачей стадий производства и сборки в края, лежащие восточнее Тибета. Но к вопросам глобализации и контроля качества мы вернемся ближе к разделу «Подведение итогов», а начнем с традиционного визуального осмотра и сравнения дизайнов катушек.

Фирменный стиль обязывает

Вы можете создавать автомобиль в виде сочетания безумных пропорций и объемов с дивным перетеканием плоскостей. Но если на эмблеме будет нарисован «вентилятор» BMW, то будьте добры, не забудьте и о фальшрадиаторной решетке с «ноздрями». Точно так же можно нарисовать катушку с тремя кнобами или двумя роликами лесоукладчика, но если вы планируете украсить корпус надписью Abu Garcia, то начинать рисовать эскизный проект придется с фамильных черт. А ими являются характерный скос пятки корпуса и огромные (по современным меркам) головки винтов крепления дужки ротора под шлицевую отвертку.

Давно уже на спиннинговых катушках шведского производства не ставят регулятор заднего фрикциона под углом к продольной оси агрегата. И крепеж небольшого размера все же привычнее. Но необходимость придания продукту узнаваемые черты – одна из заповедей маркетологов.

Концентрация нашего внимания на характерных для продукции Abu Garcia деталях дизайна вызвана практически полным отсутствием других оригинальных или заметных идей. Серый алюминиевый корпус, серая алюминиевая ручка, серая алюминиевая шпуля. И пусть она почти черная у Orra SX и с бордовыми каемками у Orra 2S, но на общем фоне выглядят эти они как 51-й и 52-й оттенки серого. Взгляду просто не за что зацепиться, сердцу не от чего замереть в немом восторге. Да, придраться тоже не к чему. В конце концов, перед нами достаточно утилитарные изделия, главная задача которых не дефиле по подиуму, а обычная, иногда тяжелая работа. Но многие производители все-таки больше внимания уделяют внешности, заманивая покупателей изысканными формами и лакокрасочными покрытиями с эффектом «хамелеон». Отход от общепринятых тенденций тоже можно рассматривать как следование собственному дизайнерскому принципу «вызывающей серости». По крайней мере, наличие бесцветного аппарата на спиннинге поможет рыболовным товарищам четко определить вашу приверженность продукции шведской компании. Но выглядит это все-таки уныло. Будем надеяться, что основные достоинства спрятаны под металлом внешних оболочек и потому сразу перейдем ко второй части обзора.

Техника против дизайна

В плане инженерной начинки катушкам действительно есть чем похвастаться. Как бы оправдывая скромную внешность, конструкторы вложили все свое умение в компоновку начинки агрегатов. Корпус изготовлен в непривычной манере. Цельная металлическая деталь объединяет в одну силовую структуру важнейшие элементы конструкции, каковыми являются точки посадки подшипников на осях ведущей и ведомой шестерен главной пары а также подшипник и втулку, на которых вращаются паразитная и редукционная шестеренки. Нет привычного разделения на «собственно корпус» и «крышку корпуса», при котором всегда возникали проблемы с соосностью вышеупомянутых отверстий и выемок. Теперь это комбинация «коробки передач» из алюминия в окружении композитного пластика с высоким содержанием углеволокна. Доступ к механизму открывает довольно крупная крышка пятки тыльной части.

Давно уже на спиннинговых катушках шведского производства не ставят регулятор заднего фрикциона под углом к продольной оси агрегата. И крепеж небольшого размера все же привычнее. Но необходимость придания продукту узнаваемые черты – одна из заповедей маркетологов.

Концентрация нашего внимания на характерных для продукции Abu Garcia деталях дизайна вызвана практически полным отсутствием других оригинальных или заметных идей. Серый алюминиевый корпус, серая алюминиевая ручка, серая алюминиевая шпуля. И пусть она почти черная у Orra SX и с бордовыми каемками у Orra 2S, но на общем фоне выглядят эти они как 51-й и 52-й оттенки серого. Взгляду просто не за что зацепиться, сердцу не от чего замереть в немом восторге. Да, придраться тоже не к чему. В конце концов, перед нами достаточно утилитарные изделия, главная задача которых не дефиле по подиуму, а обычная, иногда тяжелая работа. Но многие производители все-таки больше внимания уделяют внешности, заманивая покупателей изысканными формами и лакокрасочными покрытиями с эффектом «хамелеон». Отход от общепринятых тенденций тоже можно рассматривать как следование собственному дизайнерскому принципу «вызывающей серости». По крайней мере, наличие бесцветного аппарата на спиннинге поможет рыболовным товарищам четко определить вашу приверженность продукции шведской компании. Но выглядит это все-таки уныло. Будем надеяться, что основные достоинства спрятаны под металлом внешних оболочек и потому сразу перейдем ко второй части обзора.

Техника против дизайна

В плане инженерной начинки катушкам действительно есть чем похвастаться. Как бы оправдывая скромную внешность, конструкторы вложили все свое умение в компоновку начинки агрегатов. Корпус изготовлен в непривычной манере. Цельная металлическая деталь объединяет в одну силовую структуру важнейшие элементы конструкции, каковыми являются точки посадки подшипников на осях ведущей и ведомой шестерен главной пары а также подшипник и втулку, на которых вращаются паразитная и редукционная шестеренки. Нет привычного разделения на «собственно корпус» и «крышку корпуса», при котором всегда возникали проблемы с соосностью вышеупомянутых отверстий и выемок. Теперь это комбинация «коробки передач» из алюминия в окружении композитного пластика с высоким содержанием углеволокна. Доступ к механизму открывает довольно крупная крышка пятки тыльной части.

 Все детали качения в антикоррозионном исполнении и способны выдерживать тяжелые условия морских рыбалок. Такая особенность послужила большой популярности обеих серий у рыболовов самого маленького континента – Австралии.

Привод штока также традиционный – с помощью кулисы, сцепленной с эксцентриком «паразитки». Дополнительная редукционная шестерня малого диаметра призвана замедлить продольное перемещение шпули и улучшить укладку. Работу системы мы внимательно изучим в ходе съемок видео-обзора, который будет доступен на канале Kapitan.ua.

Фрикцион более продвинутой модели собран с применением двух карбоновых дисков, у простой «эски» - комбинация углепластиковой и фетровой прокладок. Тормозной пакет защищен специальным пыльником и фиксация его в теле шпули выполнена с помощью стопорной пружины, внешний вид которой напоминает аналогичную деталь в креплении крестовин карданного вала автомобилей «Нива».

Немножко массивно, зато надежно с запасом. Некоторое неудобство может возникнуть при необходимости разборки узла в отсутствии приспособленного для этого инструмента.

Рукоятка ввинчивается (а не навинчивается, как у некоторых топ-моделей других производителей) в ось ведущей шестерни. Соединение имеет две резьбы с разным шагом, что облегчает процесс приведение катушки из транспортного положения в рабочее.

Дужка ротора снабжена специальным фиксатором, предотвращающим самосброс. Увеличенный диаметр детали и наличие характерного утолщения в месте перехода к ролику укладки лески позволяют увереннее оперировать агрегатом во время выполнения рывковых проводок.

В заключении знакомства с техническими особенностями несколько слов о шпулях. Они достаточно мелкие и приспособлены для использования скорее плетеных шнуров, чем монофила или флюрокарбона. Orra 2S способна намотать на свою единственную шпулю до 140 метров «плетенки» диаметром 0,20 миллиметра, в то время как Orra SX такое количество лески вмещает только на запасную шпулю, основная же имеет меньшую лесоемкость – 110 метров сечением 0,12 миллиметра.

Передаточное отношение главной пары также разное – 5,8:1 и 5,2:1 соответственно. Более скоростная модель потребует некоторого привыкания, так как ее редукция характерна скорее для матчевых, а не для спиннинговых, катушек. Отметим и еще одну особенность профиля головной детали Orra 2S. В средней части виден четко различимый выступ, назначение которого без испытаний на намоточном стенде нам непонятно.

 А вам тем более интересно будет посмотреть результат укладки шнура в вышеупомянутом ролике. Следите за новинками на канале Kapitan.ua.

Модельный ряд

Мы свели близкое знакомство с Orra SX10.

 И тремя модификациями Orra 2S с размером шпуль 1000 (Abu Garcia Orra 2 S 10), 2000 (Abu Garcia Orra 2 S 20) и 3000 (Abu Garcia Orra 2 S 30) по Shimano.

 Но полностью модельные ряды выглядят более внушительно – от одной до шести тысяч условных единиц размерности. Испытанное многими производителями решение в виде увеличения количества модификаций за счет установки более крупных шпуль на одинаковый механизм известно также и шведским конструкторам и они им воспользовались. Катушки явно заточены под спиннинговую ловлю с приманками различного веса и стилем проводки. Главное условие – подбирать размер агрегата под вес приманки и предполагаемого трофея. 6000-ные модификации обладают мощными фрикционами и им по силам борьба даже с морскими обитателями, но они вряд ли станут далеко забрасывать вертушки с маркировкой «три нуля». В то же время джигование с «чебурашкой» в 50 граммов и виброхвостом Relax Kopyto длиной семь дюймов, равно как и проводка попера Roosta Pop, выпускаемого австралийской компанией Halco быстро «убьет» все внутренности 1000-й модификации не смотря на их износоустойчивость.

Рыболовный антиглобализм

Перейдем к обсуждению тактильных ощущений, возникающих во время работы с агрегатами от шведской компании. Проверка люфтов показала их наличие во всех точках, где они могли бы быть. Это и неплохо, зазор между вращающимися деталями обязательно должен присутствовать, иначе смазка не будет поступать на зубцы шестерен и это приведет к их заклиниванию. В этом контексте хотелось бы упомянуть, что люфт рукояток обеих серий оказался неожиданно великоват, несмотря на передовое решение по ввинчиванию детали в ось ведущей шестерни. Продольное и радиальное перемещение шпули и ротора негативных эмоций не вызвало, все в пределах допустимых норм и даже ниже. Довольно ощутимо «гуляет» по оси кноб, причем у более продвинутой модели эти «прогулки» заметно длиннее и сопровождаются неприятным постукиванием. Возможно свой моцион набалдашник рукоятки совершает с тростью. Сама деталь не поражает воображение вычурностью или необыкновенным противоскользящим покрытием из прессованной пробки и EVA.

 

Но при этом контакт надежен, а форма достаточно удобная для захвата пальцами. Порадовал стандартный для всех модификаций размер кноба. Хотя у меньших версий он выглядит крупноватым, но пальцы рыбака ведь не становятся миниатюрными при переходе с 4000 на 1000.

А теперь о грустном. Не порадовал звук, вернее сам факт его присутствия. Даже не избалованные работой сверхдорогих катушек японского рынка рыбаки сразу почувствуют навязчивое звуковое сопровождение во время вращения механизма. Подвывание синхронизировано с проходом рукояткой определенных точек. И это явление заметно у всех экземпляров, с которыми удалось пообщаться в ходе сегодняшнего обзора. Чем вызван такой дефект непонятно. Возможно, детали недостаточно приработались, а возможно сказалось качество сборки. Напомним, производственный процесс появления на свет данных агрегатов происходит намного восточнее самых восточных границ Швеции, где-то на территории Поднебесной.

Ложку дегтя постараемся подсластить мешочком сахара. Очень понравился накат. Легкое движение руки отправляет ротор катушки в долгое вращение. И если бы не призвуки, все было бы просто замечательно.

Подведение итогов

Суммируя впечатления от общения с «несравненными» катушками Abu Garcia Orra мы делаем следующие выводы. Во-первых, серость цветовой гаммы эмоционально не задевает. Учитывая субъективность восприятия предметов технологического дизайна, мы не станем относить данный факт к недостаткам катушек. Но лицам с ярко выраженной экстраверсией мы бы такие бедные по окрасу агрегаты рекомендовать не стали. Во-вторых, в конструкции применен ряд интересных решений, в том числе и уникальных в данном сегменте рыболовных товаров. Шведы традиционно находятся на острие прогресса и разрабатывают все новые и новые подходы к решению важных вопросов улучшения эксплуатационных качеств своей продукции. В-третьих, при вполне допустимых параметрах люфтов наблюдается неприличное звуковое сопровождение, природа которого неясна. Десять лет назад ухо самого придирчивого спиннингиста этого просто не услышало бы. Хочется верить, что услышанное никак не влияет ни на качество исполняемой катушкой работы, ни на ее долговечность. Все-таки мы имеем дело с одним из грандов и первопроходчиков мирового катушкостроения и репутация его высока.