Там, за горизонтом…

Пролог

Рыбак, хоть раз в жизни испытавший своими руками и снастями дикую мощь сопротивления крупного карпа, не в силах избавиться от искушения повторить эти ощущения. Он плохо спит по ночам, он делает руками судорожные рывки, а звук, похожий на писк электронного сигнализатора поклевки может надолго выбыть из душевного равновесия. Если вы принадлежите к группе поклонников карповой ловли, то этот обзор для вас. Сейчас мы рассмотрим, разберем и разложим по полочкам все положительные и отрицательные черты катушки Brain Horizon в обеих доступных в продаже модификациях – Brain Horizon BH-65BR и Brain Horizon BH-80BR.

Внешность

Дизайнерам катушек и упаковки, наверное, забыли рассказать о наличии в спектре других цветов, кроме черного и серебристого. Впрочем, результат получился неплохой. Внешний вид изделий впечатляет строгостью и лаконичностью и это плюс.

Отсутствие легкомысленности в облике агрегатов для борьбы с серьезным соперником воспринимается как должное. Внимательно присмотревшись к надписям на коробке, мы обнаружили и минусы. Текст не всегда соответствовал внутреннему содержимому. К примеру, мы не обнаружили обещанных двух металлических и даже одной запасной пластиковой шпули. Судя по размерам упаковки, их наличие и не предусматривалось, а надписи остались. Мелочь, а неприятно. 

Есть и бочка меда в комплект этой ложке дегтя – и алюминиевый и карбопластовый варианты головной детали можно найти на сайте импортера по вполне приемлемым ценам. Комплектная шпуля соответствует всем современным представлениям о параметрах такой детали в агрегатах для дальних забросов тяжелых оснасток. Здесь и площадь боковой поверхности приличная, и небольшая конусность присутствует, и «юбка» коротенькая, как у модниц в летнюю пору. Глубина намотки позволяет использовать в качестве основы и монофильные лески, и плетеные рыболовные шнуры. И если емкость первых исчисляется сотнями метров, то для вторых даже придется сделать небольшую подмотку бекинга. 

Продолжим осмотр. Отсутствие сквозных прорезей на роторе и корпусе и небольшой фигурный вырез на лапке не позволили значительно сэкономить вес, зато дают полную уверенность в прочности всех деталей по-отдельности и агрегата в целом. Наши серьезные усилия в попытке добиться смещения «ушек» ротора при их сжатии успехом не увенчались.  Длинная ручка, точенная из цельного куска алюминия, совместно с передаточным отношением главной пары равным 4,1:1 должны обеспечивать «паровозную» тягу и быструю доставку трофея на берег для взвешивания и фотосессии.

Кнобы у двух модификаций разные, но оба варианта очень удобны. Поверхность набалдашников покрыта цепким этилен-винил-ацетатом и уверенно удерживается даже мокрыми руками. 

В тыльной части находится клавиша бейтранера. Система свободного хода шпули – необходимый атрибут катушки для ловли карпа с применением род-подов, сигнализаторов, сфингеров и прочих пейджеров. Полный диапазон регулировки составляет почти два оборота, но усилие тормоза изменяется в довольно узких пределах. 

Перейдем к переднему фрикциону. Его затяжка потребует уже трех оборотов удобной рукоятки, регулировка достаточно тонкая, а максимальное усилие впечатляет. 

Подводя итоги изучения внешности Brain Horizon отметим неброский дизайн и доминирующее ощущение мощности и прочности.

Внутренность

Каждая катушка, попадающая к нам на обзор, неизменно проходит стадию разборки. Такой подход позволяет ответить на ряд вопросов, остро интересующих рыболовов. К примеру, можно выяснить действительное положение и количество шарикоподшипников, не доверяя схеме производителя. Неплохо узнать о конструкции фрикциона, материале шестерен главной пары и наличии или отсутствии заводской смазки. Brain Horizon не станет исключением и мы продолжим знакомство с инструментами в руках. А дополнительный интерес обусловлен полным отсутствием графической или текстовой информации о взаимном расположении деталей.

Начнем с фрикциона. Стандартная схема из трех фетровых и трех стальных дисков, стопорная шайба занимает центральное положение, никаких открытий или откровений.  

Круглая клипса изнутри шпули подпружинена. 

Далее на штоке расположились две шайбы и трещотка шпули.

Короткая «юбка» заставила конструкторов обезопасить леску от попадания в подшпульное пространство. Для этого также применена довольно распространенная система в виде рамки, которая перемещается по выемкам в «ушках» ротора. 

Стальные шайбы выше и ниже этой детали регулируют ее положение, а фторопластовая втулка облегчает трение штока при его возвратно-поступательных движениях. 

Ролик узла укладки лески оборудован одним шарикоподшипником и еще одной втулкой из фторопласта. Его поверхность не защищена покрытием из нитрида титана.  

Дужка ротора покрыта черным лаком. Механизм сброса дужки у двух модификаций сконструирован по разному. У Brain Horizon BH-65BR т пружина, и толкатель собраны в ушке ротора под роликом узла укладки лески, а у Brain Horizon BH-80BR эти две детали разнесены для лучшей балансировки. 

Гайка, которая удерживает ротор на положенном ему месте, застопорена саморезом. Ниже ее находится толстая стальная прокладка с фигурным вырезом.

Самая крупная вращающаяся деталь катушка снизу несет довольно массивный балансировочный грузок. 

Металлическая пластина закрывает доступ к опорному шарикоподшипнику ведомого вала и роликовой муфте мгновенного стопора обратного хода, который приводится в действие флажком под корпусом катушки.

Отвинтив рукоятку, клавишу бейтранера и пять саморезов получаем доступ вовнутрь корпуса редуктора. Сразу отметим небольшое, но достаточное, количество смазки нужной консистенции. 

На крышке корпуса размещен только усик трещетки бейтранера. 

Далее поле зрения почти полностью перекрывает крупная ведущая шестерня из алюминиевого сплава. Ее ось опирается на два шарикоподшипника, а положение внутри корпуса отрегулировано тонкими шайбами. Сняв эту немаленькую деталь, можем продолжить изучение внутреннего строения агрегата. А посмотреть есть на что. Ведомый вал опирается на два подшипника. Он выполнен из латуни а шток – из нержавеющей стали. 

Чуть выше расположился бесконечный винт. Ему придает вращение пластиковая шестерня, входящая в зацепление с косозубой насечкой ведомого вала. По извилистой прорези перемещается «водило», соединенное с кареткой, которая в свою очередь обеспечивает возвратно-поступательное движение штока шпули. Наличие пластмассовой детали в приводе червячного вала не должно беспокоить потребителя – данный узел не испытывает чрезмерных нагрузок, и конструкторы просто сэкономили несколько грамм веса. Найдя еще два шарикоподшипника на концах бесконечного винта доводим число обнаруженных деталей до семи, подтвердив тем самым заявку производителя по формуле 7+1. 

Несколько смутила разница в весовых показателях.

Указанный на коробках вес агрегатов в зависимости от размеров равен 610 и 835 грамм – вполне неплохой результат для массивной катушки карповой направленности. Но фактический вес, определенный нами с помощью точных цифровых весов, составил всего 520 и 790 грамм соответственно. Ошибкой прибора такую разницу объяснить трудно.

 

 

Впечатления

После визуального и «отверточного» знакомства пришло время для испытаний класса «покрутить в руках». Особый интерес у нас вызывают в этом случае люфты. И надо сказать – мы их нашли. Возможно, даже чуть в большем количестве, чем хотелось бы. Но явно меньше, чем повод для беспокойства. Насторожил, в частности, приличный радиальный люфт шпули. Но вспомнив о ее размерах и изобилии сочленений между этой деталью и непосредственно шестернями главной пары, а затем мысленно просуммировав их свободный ход, мы успокоились. В работе катушка показывает плавный ход без шумового сопровождения. Применение бесконечного винта в приводе штока оправдано. Достичь равномерного распределения лески по всей немалой высоте шпули использованием традиционной кулисы было бы невозможно. Качество намотки не вызывает восторга, но и неприемлемым его назвать нельзя. Небольшие регулярные бугры, возникающие на начальной стадии размещения шнура, в последствии все-таки сглаживаются и полученный результат признан удовлетворительным.

Выводы

За умеренную сумму (55-62 доллара США) вы получаете агрегат, призванием которого является посылка на точку лова тяжелых оснасток и последующая обратная доставка их же вместе с трофеем, если повезет с поклевкой. Конструкция катушки отличается простотой и особой мощностью. Зазоры, люфты и нежелательные перемещения деталей в соединениях присутствуют, но не выходят за пределы норм приличия. Ценовая политика производителя позволяет оснастить четыре удилища за сумму, которую пришлось бы выложить для приобретения одной карповой катушки не самого топового сегмента ведущих брендов. А четыре снасти в воде на фоне нечастых поклевок в ходе рыбалки на «карподроме» дают в четыре раза больше шансов запечатлеть себя на фотографии с карпом на руках.