Пролог

Все разнообразие устройств для накачки баллонов надувных плавсредств достаточно четко подразделяется на четыре категории – штатные ножные насосы, «турбинки», мембранные насосы или поршневые конструкции и двухконтурные лодочные насосы, в которых скомбинированы турбинный и поршневой контуры. Если ранжировать представленный перечень по производительности, то на первое место с большим отрывом выходят турбонагнетатели, затем идут комбинированные насосы, вслед за ними – «жабки» и в самом конце – мембранно-поршневая группа. Оценка надежности расставит претендентов в точно таком же порядке, а вот применение критерия цены несколько изменит пьедестал. Самыми дешевыми и доступными являются ножные насосы, изначально поставляемые с надувными лодками и являющиеся частью комплекта. Большинство «турбинок» также относятся к недорогим агрегатам. Мембранные и поршневые устройства займут третье место и в самом конце списка – дорогие автоматические и полуавтоматические модели. Еще один параметр – комфортность использования. Лидерство двухконтурных систем бесспорно – они обеспечивают максимальное удобство, накачивая лодку до заданного давления практически без вашего участия за короткий промежуток времени. Намного дольше будет работать агрегат мембранного типа или с поршневой группой, к тому же о вашем намерении выйти в плавание будут знать все в радиусе нескольких десятков метров. Ножные насосы требуют больших физических усилий, хотя имеют и ряд преимуществ – они менее шумны по сравнению с электрическими собратьями и достаточно производительны. «Турбинки» не создают необходимого давления и после их применения неизбежна докачка баллонов «жабкой», хотя общее время подготовки плавсредства значительно сокращается.

Прочитав вышеизложенное, потенциальный покупатель неизбежно озадачит себя вопросом – а зачем вообще производятся насосы с мембранным или поршневым нагнетателем? Недешевые, шумные, малопроизводительные и при этом не являющиеся эталоном комфорта или надежности – данные устройства проиграли во всех номинациях. Тем не менее, на рынке представлено достаточное количество моделей и ведется разработка новых модификаций. Почему так происходит, мы постараемся разобраться в ходе этого короткого обзора.

Модели и характеристики

Для близкого знакомства мы отобрали два агрегата. Имя первого – HB-121S и для подачи воздуха в нем используется мембрана, а второго – насос лодочный Weekender PK-8401 с поршневым нагнетателем.

Рассмотрим и сравним их характеристики. Маленький  HB-121S весит 600 грамм и его производительность составляет около 60 литров в минуту. Соперник вдвое тяжелее и «выдает на гора» те же 100 литров за тот же промежуток времени. При этом потребляемая мощность в первом случае порядка 100 ватт а во втором – 45 ватт. Подключение второго из этих устройств к прикуривателю не создает угрозы для бортовой сети автомобиля, а первый лучше подключать непосредственно к клеммам АКБ, для чего имеются зажимы типа «крокодил». Впрочем, работа агрегатов на протяжении получасового периода также не отразится на степени зарядки аккумуляторной батареи. Кстати, после тридцатиминутной непрерывной накачки оба потребуют отдыха в течение 10-15 минут, после чего снова будут готовы выполнять поставленные перед ними задачи.

Немаловажная характеристика любого товара – его цена. Стоимость испытуемых низкой назвать сложно. Для PK-8401 она составляет 57, а для HB-121S – 23 доллара США.

Конструкция

Как уже отмечалось выше, насосы мембранно-поршневой группы не отличаются высокой производительностью и во время работы издают слишком много шума. Эти особенности связаны со спецификой конструкции агрегатов. Сердце любого нагнетателя – электромотор. И если в случае с «турбинками» он вращает тщательно сбалансированную и отцентрованную  крыльчатку, то в рассматриваемых устройствах процесс подачи воздуха организован по-другому. Двигатель приводит во вращение крупную шестерню, эксцентрик которой с помощью шкива толкает поршень или мембрану и они, через систему клапанов, создают давление (или разрежение) в патрубках. Количество колебаний подающего элемента при этом небольшое, на лицо проигрыш в продуктивности. Но замкнутый контур нагнетания и высокая относительная мощность мотора позволяют достичь хороших показателей по параметру «давление». Для наших испытуемых верхний предел составит от 15 (HB-121S) до 24 (PK-8401) фунтов на квадратный. С помощью устройств такого класса можно не только надувать обычную лодку, но и накачать днище типа «аэродек», наполнить воздухом каяк и другие предметы согласно рекомендациям их изготовителей. Кстати, в отличие от турбо-насосов, все агрегаты мембранно-поршневой группы изначально снабжаются шлангами и переходниками типа «байонет» для подсоединения к клапанной системе надувных плавсредств. Существенное преимущество модели PK-8401 – наличие манометра, по данным которого вы можете четко контролировать весь процесс надувания лодки.

Преимущества и недостатки

Кроме упомянутых ранее шумности и неспешности в работе отметим еще некоторые недочеты в конструкции. Наличие эксцентрика в схеме привода проявляется в виде повышенных вибраций. Насосы во время работы сильно дрожат, несмотря на наличие резиновых наклеек на ножках. Вибрация приводит к постоянным перемещениям агрегатов и иногда создается впечатление, что они стараются покинуть пределы лодки и убежать на свободу. У модели PK-8401 симпатично решена проблема сохранности крышек, которые закрывают патрубки – они снабжены веревочками и всегда остаются прикрепленными к корпусу. В то же время лючок отсека, где хранится кабель питания, никак не фиксируется и вероятность его утери или поломки плавно стремится к единице.

А что в положительном остатке? При сравнении с «турбинками», преимущество состоит в отсутствии необходимости «докачки» ножным насосом. Агрегаты с двумя контурами будут более производительными, но при этом их работа в «поршневом цикле» будет такой же шумной. Серьезный проигрыш также обнаруживается в графе «цена» - стоимость полуавтоматов и полностью автоматических устройств редко опускается ниже 100 долларов.

Выводы

Есть категория людей, для которых мембранно-поршневые насосы являются необходимым атрибутом подготовки к рыбалке с лодки. Это рыбаки, которые не хотят или не могут накачивать баллоны жабкой, но при этом не готовы платить за автоматические агрегаты. Потерю времени в 10-15 они легко переносят, используя этот промежуток с пользой – готовя снасти или любуясь природой. И пока есть приверженцы неспешной, но целеустремленной работы насосов мембранно-поршневой конструкции, из будущее на рынке выглядит безоблачным.