Катушки для ловли карпов (Select Carp и Rocket Carp)

Пролог

Изрядно поработав над сериями спиннинговых катушек, разработчики бренда Select наконец-то обратили свои благосклонные взоры на временно обездоленных поклонников карповой рыбалки. В результате на свет появились две серии специализированных катушек, а любители острых ощущений от борьбы с трофейными обитателями карподромов получили возможность приобрести недорогие орудия лова. Одна из линеек носит лаконичное, логичное и в тоже время конкретное название Select Carp (Select Carp 4000, Select Carp 5000). Вторая – более загадочное Select Rocket Carp (Select Rocket Carp 4000, Select Rocket Carp 5000). Добавление одного слова означает не только смену цвета лакового покрытия шпули, но и наличие конструктивных особенностей, которые помогут вам заманить на фотосессию особую форму Cyprinus carpio, отличающуюся реактивным стартом при поклевке и бешеным сопротивлением на вываживании. От шуток перейдем к делу, и пусть помогут нам в этом трубчатый ключ и крестообразная отвертка. Отсутствие схемы расположения деталей становится традиционным для продукции бренда и без разборки агрегатов нам не обойтись.

Select Carp и Select Rocket Car

Дизайн

Делать из «рабочей лошадки» что-то подобное по внешности «звезде эстрады» художники-модельеры не стали. Крупный матовый черный корпус доминирует над несмелым блеском немногочисленных серебристых деталей. Все элементы конструкции своим внешним видом создают ощущение прочности и надежности. Никаких вырезов в лапке или роторе вы не найдете, да и смотрелись бы они неуместно.

Select Carp и Select Rocket Car дизайн

При внешнем осмотре обнаружено несколько несущественных отличий. «Просто карп» наделен черной пластиковой шпулей, а «карп-ракета» - с лаковым покрытием неопределенного серебристо-сиренево-металлического оттенка.

Select Carp и Select Rocket Car шпуля

А вот накладка на тыльную часть корпуса наоборот – глянцевая у Select Carp и матовая у Select Rocket Carp.

Select Carp и Select Rocket Car накладка

Еще катушки можно отличить по цвету колпачка регулятора фрикциона бейтранера, у старшей модели он черный. Здесь же мы встретим и логотип производителя в виде стилизованной штриховой прорисовки головы рыбы.

Select Carp и Select Rocket Car колпачок регулятора

Конструкция

Два самых весомых фактора успеха карповой ловли – надежность орудий лова при борьбе с рыбой нешуточного размера и дальний заброс до места, в котором такая рыба ловится. Видимо поэтому катушки карпятников отличаются габаритами корпуса и шпули. Размеры первого обусловлены необходимостью вместить крупную ведущую и паразитную шестерни, второй – максимально облегчить сход лески и продлить полет снасти до точки, где в ожидании вкусностей притаились осторожные крапы и белые амуры.

Начнем со шпуль. Головные детали катушек обеих линеек отличатся большой «высотой», характерным скосом бортика и наличием пластмассовой клипсы.

Select Carp и Select Rocket Car шпуля

Необходимость зафиксировать леску в карповой ловле возникает не часто, и потому к конструкции ограничителя придираться не будем. Равно как и к материалу самих шпуль. Высококачественный углепластик у старшей модели покрыт лаком. Впрочем, и у младшей соединение половинок проделано с такой точностью и шов заглажен настолько тщательно, что за сохранность поверхности лески переживать не стоит. Место стыка с трудом обнаруживается невооруженным глазом.

Select Carp и Select Rocket Car шпуля

Фрикцион состоит из стандартного набора стальных и фетровых шайб. При таком большом диаметре шпули диски могли бы быть и покрупнее. А так приходится гадать, то ли разработчики позаботились о механизме катушки, сделав тормоз маломощным, то ли берегут удилище в руках неопытного рыболова. В любом случае ожидать «тракторной» тяги от катушек не стоит и придется больше работать руками на «выкачивании» трофеев. Полный ход регулятора между крайними положениями составляет чуть больше трех оборотов.

Select Carp и Select Rocket Car шайбы

Знакомство продолжим изучением узла ролика укладки лески. Здесь все просто – две фторопластовые втулки и сам ролик без напыления нитридом титана, зато правильной «противозакручивающей» формы. Конечно, золотистое износоустойчивое покрытие смотрится здорово да и роль свою выполняет замечательно. Вот только плетеные шнуры, для которых оно предназначено, редкие гости в карповой рыбалке, а монофильную леску и имеющийся в наличии металл выдержит без проблем. Только не забывайте иногда разбирать этот простой узел, промывать его и менять смазку. Своевременное удаление остатков прикормки, пыли и панцирей диатомовых водорослей не позволит жесткому пластику подшипников скольжения сделать выработку на оси и предотвратит заклинивание детали.

Select Carp и Select Rocket Car детали

Для снятия ротора нам придется удалить со штока зубчатое колесико трещетки с пластиковой регулировочной прокладкой, затем открутить стопорный винт и фиксирующую гайку.

 Select Carp и Select Rocket Car шток

Ротор получился толстостенный и массивный. Но это первое впечатление. На самом деле деталь, как и вся катушка, довольно легкая. Но о весе чуть позже, а пока о конструкции. Внутренняя часть покрыта венчиком из однонаправленных зубцов.

Select Carp и Select Rocket Car зубцы

У серии Select Carp зубчики вместе с храповиком образуют ступенчатый блокиратор обратного вращения. А чуть глубже спрятался единственный шарикоподшипник катушки, установленный на оси ведомого вала.

Select Carp шарикоподшипник

Строение ротора в обеих модификациях аналогичное, но у Select Rocket Carp стоит полноценная роликовая муфта, которая обеспечивает мгновенную или «бесконечную» остановку ротора. Вместе с подшипником ведомого вала они смонтированы в хорошо защищенном от пыли и влаги выступе корпуса.

Select Rocket Car роликовая муфта

Вернемся к конструкции ротора. Приятное впечатление производит специальный выступ на кулачке, направляющий мононить в нужное русло, то есть на ролик. Дужка из нержавеющей стали достаточно тонкая. Механизм сброса дужки (тяга и толкатель) расположен под узлом укладки лески.

Select Carp и Select Rocket Car дужка

Противоположное ушко детали ничем не занято и декоративная накладка на двух саморезах тщательно оберегает это «ничто» от постороннего взгляда.

Select Carp и Select Rocket Car ушко

Рукоятка не блещет оригинальными решениями, но радует отсутствием клавиши для быстрого складывания в транспортное положение. Подобные мелочи, облегчающие подготовку к лову, значительно ослабляют деталь, которая при борьбе с крупной рыбой часто испытывает на себе недюжинные нагрузки. Стандартное кулачковое соединение и примитивный, но крупный, кноб способны выдержать многое. Дополнительный комфорт при быстром вращении дает балансировочный противовес на другом конце рукоятки.

Select Carp и Select Rocket Car рукоятка

Снятие крышки корпуса редуктора потребует больше времени. Для начала придется полностью раскрутить и снять клавишу включения бейтранера, затем демонтировать декоративную накладку. Колпачок регулятора тормозного усилия свободного хода шпули окружен резиновым кольцом и им удобно оперировать даже мокрыми и скользкими руками. Зацепление между деталями реализовано с помощью выступов на кольце. Мощная фиксирующая скоба удерживает вышеперечисленные элементы конструкции на тыльной части корпуса.

Select Carp и Select Rocket Car элементы корпуса

Задний фрикцион собран из шести некрупных дисков..

Select Carp и Select Rocket Car задний фрикцион

Трещетка, озвучивающая вращение регулятора, расположена на боковой крышке и выглядит как небольшая пластина, закрепленная точечным оплавлением пластика корпуса.

Select Carp и Select Rocket Car трещетка

Сняв боковые «щечки», мы обнаруживаем еще одно существенное отличие в конструкции двух серий катушек Select. У «просто Carp» ведущая ось вращается на втулках.

Select Carp втулка

У Rocket Carp стоят два крупных шарикоподшипника открытого типа.

Select Rocket Car шарикоподшипник

Количество смазки достаточное, ее консистенция также удовлетворительная.

Select Carp и Select Rocket Car смазка

Важный момент, на который стоит обратить внимание – механизм продольного перемещения штока и, в частности, габариты кулисы. Конструкторы не стали в сотый раз изобретать велосипед, а применили отработанную схему. Паразитная шестерня при вращении сообщает возвратно-поступательное движение шпули посредством каретки. А учитывая высоту головной детали, большое значение имеет расстояние между передней и задней оконечностями данной детали. Как видим, кулиса мощная, с S-образным вырезом и продольный габарит у нее впечатляющий, что должно сказаться на равномерном распределении лески по всему конусу намотки. Размеры «паразитки» ей под стать.

Select Carp и Select Rocket Car кулиса

Проверку качества укладки мононити мы проводим в ходе видео-обзора, который легко найти на канале kapitan.ua хостинга YouTube. Там же представлены и результаты взвешиваний, и некоторые другие испытания.

Взгляд на «внутренности» агрегатов позволяет сделать вывод и о материале шестерен главной пары. Это алюминий и латунь, что дает возможность преодолевать значительное сопротивление при подмотке. «Паразитка» также сделана из алюминиевого сплава. Шток выточен из нержавеющей стали. Никаких пластмассовых зубчатых колесиков нами не обнаружено.

Select Carp и Select Rocket Car шток

Впечатления и выводы

Охота на карпа выдвигает специфические требования к орудиям лова. В комплект к мощным удилищам резонно подбирать и мощные катушки. И речь идет не только о волнующих моментах борьбы с трофеем, в которые проверяется прочность агрегатов. Многокилометровые «вояжи» тяжелых оснасток также являются серьезным испытанием для механизмов. В этом плане обе линейки нам показались достаточно убедительными. Во-первых, отсутствуют пластиковые шестерни, все зубчатые колесики выполнены из сплавов алюминия и меди. Во-вторых, корпуса агрегатов демонстрируют замечательную прочность при невысоком весе. Это стало возможным благодаря применению инженерами компании Ибис новых композитных материалов, в которых стекловолокно было в большей части заменено на карбоновые нити. Аналогичные пластики уже прошли апробацию на спиннинговых катушках и теперь внедряются в «карповые» серии.

Не менее убедительно выглядят и шпули наших испытуемых. Достаточная вместимость и правильно подобранная форма с большой боковой поверхностью дают возможность совершать дальние забросы, доставляя насадку прямо «к столу» осторожных крупных рыб.

Дополнительный комфорт в течение многодневных сессий обеспечивают и системы свободного хода шпуль. Установка регулируемого бейтранера усложняет конструкцию агрегатов, но в то же время позволяет использовать электронные сигнализаторы поклевки а также обеспечивает рыболову определенную свободу перемещений и возможность на непродолжительное время оставлять удочки без контроля.

Из недостатков отметим только небольшой, на наш взгляд, диаметр дисков переднего фрикциона. В остальном катушки произвели благоприятное впечатление, как продуманностью инженерных решений, так и качеством сборки. Люфты, безусловно, присутствуют, но не выходят за пределы технологически необходимых. А взгляд на ценник становится еще одним поводом для положительных эмоций – стоимость входного билета в общество вооруженных специальными катушками карпятников теперь составляет от 14 до 18 долларов США.

При выборе размерных модификаций просьба учитывать, что агрегаты с габаритами шпуль в 3000 и 4000 по Shimano собраны на одинаковой базе, а 5000 и 6000 также идентичны по внутреннему строению между собой. Разница состоит только в размере головных деталей. Небольшая дифференциация в цене между разными линейками обусловлена наличием дополнительных подшипников – двух шариковых на оси ведущей шестерни и роликового на ведомом валу. Они, естественно, дают определенные преимущества по комфорту и надежности, но добавляют к стоимости Rocket Carp порядка двух долларов по сравнению с аналогичными по размеру «просто Carp». Надеемся, что прочитав этот обзор и взвесив все «за» и «против» вы сможете сделать обоснованный выбор.