Часть четвертая, троллинговая

Проводка искусственной приманки за движущимся плавсредством – интересный и добычливый способ ловли хищных рыб. Меняя дистанцию отпуска воблеров или скорость движения самой лодки можно облавливать разные глубины, а бесконечные вариации окраски и типов игры приманки заставляют опытных «троллингаторов» постоянно пополнять свои и без того немалые коллекции имитаций раненой рыбки.

Троллинг привлекает также своей доступностью – любой владелец более-менее мощного спиннинга и нескольких воблеров вправе считать себя готовым к встрече со щукой или сомом. Отсутствие необходимости забрасывать приманку привлекает к этому виду рыбалки технически слабо подготовленных рыболовов, и даже женщин. Представительницам слабого пола нравится созерцать проплывающие мимо берега проток или стены камыша в ериках и плавнях, глаз радуют многочисленные цапли, стрекозы, кувшинки и другие околоводные обитатели.

Итак, мерно шумит на минимальных оборотах подвесной мотор, эхолот исправно рисует рельеф дна и вы застыли в ожидании удара хищника, привлеченного игрой и цветом вашей приманки. Идиллическую картинку дополнит одно из двух специализированных троллинговых удилищ от компании Salmo, о которых мы и  поговорим в ходе нашего обзора.

Двигаясь по маршруту Одесса-Киев со средней скоростью 240 километров в час автомобиль марки Audi S8 достигнет конечного пункта за 2 часа и 12 минут. Другой автомобиль, к примеру, КАМАЗ 5320 с прицепом, это же расстояние преодолеет за 7-8 часов, но при этом перевезет до 15 тонн свежесобранных помидоров. Приведенный пример наглядно иллюстрирует специализацию транспортного средства, его лучшую пригодность для выполнения тех или иных задач. Комфорт и скорость чуда немецкого автопрома спасуют под 15 тоннами груза. Но если вы опаздываете на самолет в Коломбо из Борисполя, то привезенные грузовиком из Набережных Челнов тонны южных овощей вряд ли станут вам достойным утешением.

Ловля методом троллинга с применением обычных спиннингов с тестом даже 30-40 граммов сродни попытке привезти с дачи пять мешков картошки на вышеупомянутом автомобиле Audi – возможно, но зачем? Как говорится – «каждый сверчок знай свой шесток»! Популярность буксировки за лодкой различного рода искусственных приманок привела к необходимости разработки и производства удилищ соответствующих требованиям этого способа рыбалки.

Специализированные удочки для троллинга должны быть в меру мягкими, прочными и не обязательно легкими. В продолжение автомобильных ассоциаций, можно их сравнить с микроавтобусом класса Mercedes Sprinter – и скорость неплохая, и перед тонной-другой багажа не спасует. Но давайте обо всем по порядку.

Бланки двух удилищ имеют одинаковую длину в 240 сантиметров и по своему строю близки к понятию «moderate», то есть в случае приложения к кончику статического усилия в три-четыре раза превышающего максимальный тест по приманке (в нашем случае это 300-400 граммов), хлыст ответит изгибом своей верхней половины. Вышеизложенные физико-математические расчеты говорят о том, что данные спиннинги могут быть с успехом применены для буксировки за лодкой крупных глубоководных воблеров, и при этом они будут иметь достаточный запас изгиба бланка для амортизации удара трофейной щуки. Также мы вправе рассчитывать на активное противодействие спиннинга попыткам засеченного хищника залечь на дно или уйти в коряги, так как заложенная в удилищах прочность позволяет уверенно противостоять таким усилиям, максимально используя как мощность катушки, так и силу собственных рук.

Крепкие треохпорные раннинги с толстыми вставками и крупные детали держателей катушек также способствуют уверенному вываживанию обитателей глубин, а мощная рукоятка, покрытая толстым слоем EVA надежно лежит в руках рыболова без намека на выскальзывание.

Несколько слов об отличии модификаций Salmo Power Stick Trolling SPIN 240 и Salmo Power Stick Trolling CAST 240. Первая из них приспособлена для работы с крупными безынерционными катушками, она оборудована комплектом пропускных колец увеличенного диаметра и стандартным фиксатором.

Курковая модель с маленькими кольцами предназначена для ловли исключительно с мультипликаторной катушкой.

То есть установка «мульта» на спинниговое удилище все-таки не исключена, но кастинговый вариант обрекает вас на приобретение специального агрегата, так как ловля с безынерционным вариантом катушки, установленным на держатель с курком просто невозможна.

Отличаются и рукоятки удилищ, они имеют длину 72 и 59 сантиметров соответственно.

Инструменты для троллинга получились довольно тяжелыми, их вес составляет немаленькие для такой длины 400 граммов. Виной этому толстые стенки бланка, изготовленные из композитного материала. Запас прочности и устойчивость композита к ударам (ведь не всегда удается в пылу борьбы избежать контакта с алюминиевым бортом судна), вполне оправдывают лишние граммы веса. Учитывая отсутствие необходимости «махать в сторону водоема» при забросе и возможность опирать бланк на колено, борт или разгружать руку другим способом, такая масса удилища не является критической. Можно также использовать бортовые держатели, которые уверенно подменят вас и будут надежно фиксировать комель спиннинга, позволяя вам сосредоточиться на управлении плавсредством или считывании информации с экрана эхолота.

Ложка инородного продукта в бочке нектара

Что не понравилось в удилищах. Прежде всего – отсутствие «креста», специального выреза в торце рукоятки для упора в пояс, применяемый для «выкачивания» рыбы трофейного размера. Несмотря на усилия промысловиков и браконьеров, встреча со щукой в размере 10+ или сомом весом более 20 килограммов на данный момент времени не исключена даже вблизи от крупных населенных пунктов. Борьба с такими соперниками может длиться долго, а некоторые экземпляры сомов требуют к себе многочасового подхода и внимания. Прилагаемые усилия утомляют рыбака, а отсутствие точки для упора комля спиннинга перенапрягают руки. Поэтому «крест» мы все-таки считаем уместным и даже необходимым атрибутом настоящего троллингового удилища.

Еще одна претензия – окраска верхнего сегмента бланка в призрачно-прозрачный цвет. Спорное решение, учитывая привычку многих рыбаков следить за поведением (и состоянием) приманки по кончику удилища. Яркий цвет хлыстика был бы предпочтительнее. Особенно в контексте того, что сам бланк в силу примененных материалов не отличается особой чувствительностью и игру воблера передает настолько слабо, что уловить изменения в ней крайне сложно. «Глухой» хлыст часто провоцирует на ошибки – или вы долго катаетесь с приманкой, облепленной водорослями, или раз за разом подматываете к лодке абсолютно чистую снасть, необоснованно заподозрив ее в сбое игры.

Выводы четвертые, троллинговые

Использование специализированных удилищ облегчает «парковку» в подсак разнокалиберных трофеев. Спиннинги тяжелые, но их мощность внушает уверенность на вываживании. Избыточный вес не помеха при троллинге. Отсутствие «креста» на торце комля и «невнятный» цвет кончика удилища являются недостатками, ликвидация которых производителем значительно улучшит потребительские свойства рассматриваемых моделей. Наличие курковой модификации под мультипликаторную катушку значительно расширяет возможности рыболова по преодолению сопротивления особо крупных экземпляров сома и щуки.