Пролог

Лодочные насосы под торговой маркой Браво давно завоевали признание среди пользователей. Несмотря на относительно высокую стоимость, они продолжают находить поклонников среди любителей рыбалки, туристов и других поклонников активного отдыха на природе. В причинах такой популярности мы и попытаемся разобраться в ходе короткого обзора. А в качестве подопытных экземпляров отобраны три модели. Это поршневой агрегат BP 12 и комбинированные устройства BTP 12 Manometer  и BTP 12 Digital.

Комплектация

Встречаем по упаковке. Все представленные модификации поставляются в симпатичных сумочках, пошитых из прочного материала. Изнутри стенки кофров покрыты водонепроницаемым материалом. Не помешало бы снабдить их еще и мягкими вкладышами для защиты внутреннего содержимого от неприятных контактов с жесткими предметами в багажнике автомобиля во время перевозки.

В карманах уютно расположились: спирально армированный шланг с наконечниками диаметром 5, 8 и 16 миллиметров, набор из семи насадок, скрепленных в виде пластиковой звездочки, сетевой кабель длиной 270 сантиметров и собственно насос.

Насадки позволяют присоединять помпы к отверстиям сечением 16, 20, 22 и 25 миллиметров. 

Часть из них выполнены с поперечной перемычкой для утапливания ниппеля с целью облегчения поступления воздуха. У модификации Bravo BP 12 на боковой стенке кармана с насосом предусмотрен крошечный лючок на липучке. 

Такое решение позволяет использовать агрегат по прямому назначению не извлекая его из сумки. Если же возникнет необходимость вынуть прибор, то пригодится разъем сетевого кабеля, так как последний находится в соседнем отсеке и протягивать его через небольшое отверстие не слишком удобно.

Конструкция

За исключением некоторых инженерных решений, отличающих модели друг от друга, схема построения одинакова для всех агрегатов серии Браво. Силовой деталью выступает центральная рама из толстого пластика. 

На ней смонтированы электродвигатели и контуры нагнетателей. Сквозные отверстия в ней выступают направляющими для четырех длинных саморезов, скрепляющих в единое целое станину с верхней и нижней крышками корпуса.

На последних установлены приборы регулировки давления и электронные реле, управляющие работой устройств.

Нижняя деталь корпуса оборудована четырьмя резиновыми ножками в виде присосок. Они призваны удерживать агрегат на «рабочем месте» и снижать шумы и вибрации.

Есть и отличия в конструкции. У BP 12 моторчик один и он приводит в движение пластиковую шестерню, которая посредством шкива толкает пластиковый поршень в пластиковом цилиндре.

У двух других собратьев по модельному ряду добавляется еще один двигатель, который вращает турбину.

Обилие пластических масс не должно огорчать – современные полимеры зачастую не уступают, а иногда и превосходят по прочности сплавы алюминия и меди. А вот продуманность некоторых моментов откровенно порадовала. Вышеупомянутая шестерня вращается не на втулке, а на полноценном шарикоподшипнике. В ее теле закреплен небольшой грузик для балансировки движения шкива. Целью таких усовершенствований, опять-таки, является снижение вибраций и износа механизма.

Творение итальянских инженеров воплощают в жизнь руки рабочих в Китайской Народной Республике. Судя по качеству подгонки частей и деталей агрегата и выполнению соединений электрических цепей, без неусыпного контроля со стороны разработчиков не обошлось.

Модели и характеристики

Цифра в названии каждой модели серии намекает на использование в качестве источника питания аккумуляторной батареи постоянного тока с напряжением в 12 вольт. Аналогичный вольтаж используется не только в электрических цепях большинства автомобилей. Таким же током питаются и многие электроприборы в лодках. В качестве примера можно привести эхолот, навигационные огни, средства ориентации и тому подобные устройства. Двенадцать вольт выдают генераторы большинства подвесных и стационарных бензиновых двигателей рыболовных и туристических плавсредств. Потому отбросим боязнь остаться без необходимой энергии и перейдем к рассмотрению каждой модификации отдельно.

Начнем с младшей BP 12.

В ходе разборки мы обнаружили, что впускной тракт никак не сообщается с цилиндром нагнетателя. Таким образом, разрежение в нем не создается и использовать данный насос для стравливания воздуха не представляется возможным. Ну что ж, для облегчения укладки лодки в транспортную сумку придется поработать самостоятельно, вручную выдавливая остатки давления из баллонов.

Для получения полной картины были использованы ряд приборов. Тестером мы замеряли вольтаж и потребляемый ток, шумомер помог объективно оценить звуковой фон при работе агрегата, а анемометр – его производительность. В ходе испытаний нам удалось получить несколько интересных цифр. BP 12 не отличается тихим нравом и по время работы издает до 76 децибел. Потребляемая при этом мощность оценена в 100 ватт. Следует заметить, что сила тока в 8 ампер представляет угрозу для слаботочных цепей автомобиля. По этой причине питание на насос подается не через переходник к прикуривателю, а клеммами, подсоединяемыми непосредственно к АКБ автомобиля. Продуктивность порадовала – 220 литров в минуту отличный результат и вряд ли кто-то из конкурентов может его превзойти.

Алгоритм работы с устройством Браво BP 12 очень простой. Устанавливаем желаемое значение поворотным регулятором на верхней панели и включаем насос. 

Его выключение произойдет автоматически после достижения заданной цифры. Закрытый контур нагнетателя и мощный электродвигатель позволяют развить приличное давление, вплоть до 0,8 бара. Этого достаточно для лодок с днищем типа аэродек, надувных серферов и подобных плавсредств.

Следующая модель Bravo BTP 12 Manometer.

От предыдущей она отличается не только наличием механического прибора, упомянутого в названии. Здесь также присутствует отдельный турбинный нагнетатель с приводом от второго электромотора. «Турбинка» работает намного тише. Создавая звуковой фон на уровне 64 децибел, в то время как поршень выдает все те же 76 децибел. Потребляемая мощность ниже – 80 ватт. Производительность составила 220 и 200 литров соответственно. И если вторая цифра продолжает радовать, то первая вызывает недоумение. Многие соперники по рыночной нише выдают в два раза больше воздуха в турбо-режиме. Более того, слишком маленькая разница между продуктивностями контуров позволяет задать логический вопрос – а зачем тогда вообще понадобился турбинный нагнетатель? Ради выигрыша в 10%?

Справедливости ради отметим прекрасную работу автоматики. Она не задавалась вопросом конструктивных особенностей и инженерной целесообразности. Заданное поворотным кругом манометра давление было достигнуто с большой точностью. Переключение режимов происходит своевременно.

Автоматика выключения устройства по завершению работы также сработала в штатном режиме. Тем интереснее стало знакомство со следующей модификацией.

Браво BTP 12 Digital щеголяет уже цифровым манометром. 

С его помощью контролировать процесс накачки не только удобно, но и интересно. Установка желаемых показателей производится с помощью кнопок. Выполнив подготовительные работы, остается нажать кнопку «старт» и любоваться природой.

Правда этому может помещать голос вашего электрического помощника. В зависимости от режима работы его громкость составляет от 66 до 80 децибел. От такого шума птички точно прекратят свои трели. Особенным аппетитом наш испытуемый не отличается, потребляя все те же 80 ватт. А вот производительность, выраженная в литрах в минуту, снова озадачила. Расчеты показали цифры 165 и 175, причем более продуктивным оказался поршневой контур. Вопрос о целесообразности установки второго мотора и турбинки к нему засиял новыми гранями.

При попытке разобраться в нежелании насоса выдавать большие порции сжатого воздуха посредством крыльчатки, был произведен дополнительный демонтаж. Под крышкой с входным патрубком обнаружен крошечный отсек, заполненный фильтрующим материалом. 

Может быть, кусочек флизелина на входе так пагубно повлиял на поток воздуха на выходе, снизив его до неприличия? Мы удалили фильтр и еще раз провели замеры. Полученный результат отличался от предыдущего на несколько процентов и позволил наконец-то турбине догнать по производительности поршень. Но решительного увеличения потока все-таки не произошло. Потому отрезок ткани был возвращен на место. Ведь его функция очень важна – удалить из воздуха, поступающего в агрегат пыль и песок, коих на речном берегу может быть в избытке. Попадая в трущиеся части механизма такого рода загрязнения быстро нанесут им непоправимый вред, снизив эффективность работы и приведя к поломке. В итоге для существующего положения были найдены более прозаичные оправдания – маленький диаметр колеса турбины, слабый электродвигатель и плохая изолированность подающего канала от внешней атмосферы, приводящая к значительным потерям.

Выводы и их обсуждение

В ходе близкого знакомства с семейством насосов Браво создалось впечатление, что они изначально разрабатывались в качестве поршневых агрегатов. Функция турбо-нагнетателей была им привита для расширения круга заинтересованных потребителей или как дань моде. Иначе оправдать низкую производительность контура предварительной накачки баллонов сложно.

Если же не углубляться в дебри маркетинга и прорывов инженерной мысли, а проанализировать достоинства и недостатки испытуемых, то необходимо остановиться на некоторых деталях. Начнем с минусов. Чехлы для транспортировки можно легко усовершенствовать, добавив в стенки мягкие прокладки. У модели BP 12 висящий в воздухе входной патрубок больше озадачивает, чем приносит пользу. Если его убрать, недоумение исчезнет, как, впрочем, и лишнее отверстие в корпусе. Низкая производительность контура турбины дает основания задать вопрос о целесообразности ее установки. Относительно высокая стоимость не может быть оправдана суммой потребительских свойств. Скорее всего, в вопрос ценообразования вмешались какие-то нематериальные факторы, сложно измеряемые цифрами. К ним относятся престижность торговой марки и надежность многолетней эксплуатации, обнаружить которую в ходе экспресс-обзора невозможно.

А теперь о плюсах. Применение сквозного крепежа позволило создать достаточно монолитную конструкцию, прочность которой позитивно повлияет на эксплуатационные характеристики агрегатов. Продуманность некоторых деталей (подшипник шестерни, балансировочный грузик, резиновые ножки-присоски, разъем сетевого кабеля) делают механизм надежнее и удобнее при использовании. Тщательная проработка в мелочах заметна, например, при внимательном рассмотрении наконечников сетевого кабеля. Они выполнены с защитой из пластика, призванной избежать короткого замыкания, если клеммы аккумулятора расположены слишком близко и есть риск соприкосновения зажимов между собой. Кроме того контактные площадки «крокодилов» омеднены, что способствует лучшей проводимости. Ну и главный аргумент –производительность поршневого контура, которая является недостижимой для большинства конкурентов.

Итоговый вердикт

Насосы семейства Браво лучшие свои качестве проявят при накачке небольших по объему, но требующих высокого давления плавсредств. Это могут быть лодки длиной до трех метров с днищем типа аэродек или с гидролыжей а также надувные доски для серфинга. На судах с большими габаритами кокпита и с диаметром баллонов более 40 сантиметров ожидать результатов труда электрического помощника будет, пожалуй, утомительно. Напомним, что устройства данного типа предназначены для работы в течение 20 минут и после этого потребуют отдыха, аналогичного по продолжительности. Если же подготовка лодки к плаванию не уложится в означенный период, потери времени для рыболова могут быть слишком весомыми. Вы не только приготовите снасти к рыбалке, но и можете прозевать самые сладкие минуты утренней зорьки или вечерний выход хищника на охоту. Если все же ваш выбор за насосами Браво, то докупите в комплект недорогую, но шуструю турбинку. В паре с итальянским китайцем они могут спеть очень неплохой дуэт.