Пролог

Для заядлого рыбака даже минутная отсрочка выхода на воду является поводом для беспокойства. А когда приходится наполнять воздухом полуметровые в диаметре баллоны полноразмерного плавсредства вместимостью 2-3 человека и длиной более трех метров с помощью штатного ножного насоса, то терпения явно не хватает. Накачивать лодку «жабкой» приходится минут 20-30, совершая при этом 600-700 жимов. Согласитесь, не очень приятная и достаточно трудоемкая процедура. Посильную помощь в решении такой задачи могут оказать простые и недорогие устройства предварительного наполнения воздухом, известные под собирательным названием «насосы-турбинки». О них и пойдет речь.

Конструкция

Насосы-турбинки поражают простотой инженерных решений. Электродвигатель, работающий от сети постоянного тока напряжением 12 вольт, оснащен крыльчаткой, которая крепится непосредственно на валу. Улиткообразная форма канала, в котором вращается крыльчатка, позволяет создавать поток воздуха с забором его в центральном отверстии и выбросом через боковое сопло. Как правило, этот канал не изолирован уплотнителями от внешней среды, но в этом и нет необходимости. Насосы данного типа полезны не высоким давлением на выходе, а максимальной производительностью. Иногда разработчики применяют более сложную схему с двумя крыльчатками, смонтированными на диаметрально противоположных концах вала двигателя. Самые сложные турбо-нагнетатели построены по проточной схеме и по конструкции напоминают канальные вентиляторы.

Источником питания для лодочных насосов данного типа служит аккумулятор вашего авто, на котором вы прибыли на рыбалку. В стандартном исполнении подключение осуществляется через гнездо прикуривателя и турбинка вооружена соответствующим переходником на конце кабеля питания. Длина его составляет 2-3 метра и это может стать причиной дискомфорта. Короткий провод не дает возможности дотянуться насосом до всех клапанов лодки и придется ее ставить поближе к автомобилю разными бортами. При выборе конкретной модели будьте внимательны к этому параметру. Есть и другой выход – подсоединение непосредственно к АКБ с помощью переходника, приобретение которого не составляет проблемы. Кстати, «крокодилами» для запитки от клемм батареи оборудованы и самые мощные турбинки. Потребляемый ими ток настолько высок, что низко-амперные цепи автомобиля могут быть перегружены во время работы устройства.  

Производительность

Задача турбины – быстро наполнить объем баллонов. Вспомните, насколько медленно происходит этот процесс при работе «жабкой». Каждый «качок» отзывается еле заметным движением внутри лодки и кажется крошечным шажком на пути к успеху. Небольшой электрический агрегат просто поражает своей продуктивностью. За минуту он способен «выдать на гора» сотни литров воздуха. Наиболее продвинутые модели по этому параметру приближаются к объему около кубометра в минуту. Скорость, недоступная ножному лодочному насосу с приводом от ваших мышц. И главное – никакой усталости. Достаточно плотно прислонить сопло агрегата к клапану лодки и подержать 30-40 секунд. Попутно заметим, что наполнение будет происходить быстрее при открытых клапанах, турбинке не придется преодолевать их сопротивление. Хотя наиболее правильным вариантом будет применение переходника с поперечной перемычкой, утапливающей стержень с мембраной во время работы насоса.

Не только лодки

Сфера применения насосов «турбинного» класса не ограничивается накачкой вашего надувного плавсредства. Во-первых, для удаления воздуха из баллонов они также замечательно подходят. А хорошо спущенная лодка намного легче укладывается в отведенное ей стесненное пространство транспортной сумки. Во-вторых, не только рыбацкие линкоры и фрегаты требуют подачи воздуха под давлением. Турбинки, благодаря их легкости, доступности и простоте можно с успехом использовать и для решения ряда других бытовых задач. К примеру, с их помощью не составит труда быстро установить и приготовить к эксплуатации надувной бассейн. Пляжные и спальные матрасы также не испугают вас своим объемом. А если вам захотелось порадовать ребенка праздничной гирляндой из воздушных шаров в количестве 200 штук, то и здесь не придется перенапрягать легкие. Как правило, в комплекте поставки предусмотрен набор из трех насадок разного диаметра для проведения широкого спектра работ.

Уместны турбо-насосы и в походе. Вооружившись небольшим аккумулятором емкостью 6-9 ампер-часов и вышеупомянутым переходником от клемм к гнезду прикуривателя (если будет такая необходимость) вы быстро справитесь с разведением костра или разогревом углей для барбекю.  Только не переусердствуйте с временем непрерывной работы устройства – они требуют 10-20 минутного отдыха после 20-30 минут работы. Также недопустимо включение агрегата в контакте с водой – конструкция не предусматривает изоляции контактных групп, и неизбежное короткое замыкание лишит вас надежного помощника. Более детально особенности эксплуатации приборов этого класса описаны в прилагаемых инструкциях.

Модели и их особенности

 Инвентаризация склада интернет-магазина Kapitan.ua на предмет наличия устройств класса турбо-насосов дала следующие результаты (с ранжированием по стоимости):

Насос лодочный PK-3301 (цена около 6,50 доллара США). Насос с двумя крыльчатками и довольно мощным электромотором (около 80 ватт). При этом его шумность невысокая, а производительность составляет более 500 литров в минуту. Из замеченных недостатков отметим только один – слишком короткий кабель питания.

Насос лодочный HB-514A (цена около 11,00 долларов США). Очень компактная модель с корпусом удобной формы. Одна крыльчатка находится в канале с формой улитки. Двигатель с потреблением в 80 ватт способен обеспечить подачу до 500 литров в минуту. Создаваемое давление до 0,07 бара.

Насос-Турбинка AC-401 (цена около 11,00 долларов США). В отношении этой модели справедливо все, что сказано о НВ 514 А. Только она чуть крупнее, чуть массивнее и чуть-чуть производительнее.

Насос-крыльчатка HB-513NA 1Psi (цена около 30 долларов США). Довольно высокая стоимость агрегата оправдана его феноменальными характеристиками. Небольшой и легкий насос по своей производительности почти вдвое превосходит ранее упомянутые модели. При этом создает немного шума и вибраций. В конструкции применен мощный электродвигатель с потреблением более 140 ватт. Необходимый для его работы ток в 11 ампер (а при включении и более 15 ампер) составляет угрозу для слаботочных цепей автомобиля. Потому устройство снабжено зажимами типа «крокодил» и предназначено для подключения непосредственно к АКБ. Данный насос лучшие свои стороны проявит при надувании крупноформатных плавсредств длиной более трех метров. Отдельно отметим, что HB-513NA выходит за рамки «ручного» формата и переходит к блее солидной, стационарной работе. Для снижения вибраций и шумов корпус снизу снабжен двумя полосками микропористой резины. Важный момент комплектации – наличие шланга с байонетом для подсоединения непосредственно к клапанам лодки. Традиционные три насадки разного калибра также присутствуют. Неоспоримое достоинство и кабель, длиной около пяти метров, обеспечивающий повышенную мобильность во время накачки.

Выводы

Насосы турбинного типа хороши для быстрой подачи больших объемов воздуха под небольшим давлением. Безусловно, после их работы придется «докачать» лодку «жабкой», но на это потребуется 80-90% времени и жимов меньше, чем если бы весь процесс производился штатным ножным насосом. Компактность, простота конструкции и обширность сферы применения делают агрегаты такого типа незаменимыми помощниками в быту, на рыбалке, в загородном доме, на даче, в походе. При выборе модели лучше ориентироваться на возможности бюджета и масштабность выполняемых задач. Это позволит вам максимально эффективно использовать приобретение сообразно его возможностям и стоимости.