Пролог

Существует 128 стандартных и порядка 300 чрезвычайных ситуаций во время лодочной рыбалки, которые требуют немедленных действий рыболова. Большинство из них предусматривают в качестве обязательного условия возможность оперирования обеими руками. Мы не станем перечислять все варианты, а рассмотрим только наиболее типичные.

Маломерное судно под вашим управлением движется избранным курсом со скоростью два узла вдоль перспективного свала с 1,8 метра на глубину 6 метров, огибая широкий выход залива к фарватеру. Неожиданно рыболовная приманка, находящаяся на удалении порядка 40 метров от лодки, налетает на препятствие. Вам необходимо сбросить скорость, переложить ход двигателя на реверс, подать удилище к корме, начать циркуляцию короткой дугой через борт, по которому вы проводили приманку, дать команду остальным членам экипажа на экстренное выматывание снасти. Времени на это отпущено намного меньше, чем те пару секунд, которые вы потратили на прочтение данного предложения. При неудачном стечении обстоятельств (затянутый фрикцион на катушке, тонкий шнур, отсутствие длинного металлического поводка) в сухом остатке мы имеем потерю приманки, испорченное настроение и отсутствие ответа на важный вопрос – это был зацеп или матерая щука, рыба мечты?

В результате продолжительного перебора воблеров и блесен к концу светового дня вы получили вожделенную поклевку и после непродолжительной, но эмоциональной борьбы завели в подсак судака «очень даже товарного» размера». Ваши напарники, вместо следования традициям рыбалки, настояли на немедленном возобновлении троллинговых упражнений на прерванном курсе в надежде получить свою дозу адреналина. Ни увещевания, ни ссылки на необходимость соблюдения традиций и ритуалов не возымели эффекта и, взяв в одну руку спиннинг, а в другую – румпель, вы продолжили рыбалку без положенных «сто граммов за сбитый». Не только испорчено настроение, но и подорвана вера в крепкую мужскую дружбу и в вероятность «второго сбитого».

При посадке в лодку с берега после коротких, но активных шашлычно-лимонадных посиделок, вы не вошли в резонанс с корпусом судна, раскачанного волной пролетающих мимо яхт беднейшей части депутатского же корпуса, зато вошли в жесткий контакт с удилищами, находящимися на дне плавсредства. В результате испорчено настроение, поломаны самые уловистые в мире удочки и понесен значительный материальный урон.

После изнурительных, но бесплодных попыток поймать хоть что-нибудь, вы на секунду положили свой любимый спиннинг на баллон надувной лодки с целью дать отдых рукам. Нарушение баланса, неловкое движение или внезапный порыв ветра – и удилище окунается в студеную воду предзимнего Днепра. Настроение испорчено, катушка испорчена и требует немедленного технического обслуживания, рыбалка переходит в разряд «неудачных».

Если хоть одна из вышеперечисленных ситуаций имела место быть в вашей рыболовной практике, то мы перейдем к серьезным рассуждениям о свойствах пластических масс и поли-винил-хлорида, о методах обезжиривания поверхностей и адгезивных качествах клея, о конструкции бортовых держателей и ассортимента надстраиваемых приспособлений. То есть о практической стороне повышения комфортности рыбалки на надувном плавсредстве.

Но начнем мы с того, что есть группа людей, вот уже пятнадцать лет стремящихся своей деятельностью уменьшить количество «порчи» во время активного времяпрепровождения на воде. Инженеры украинской компании Borika разработали и производят различные крепления дополнительных аксессуаров, как для надувных, так и для пластиковых или металлических лодок под торговой маркой FASTen. Полный перечень приспособлений и их комбинаций займет несколько страниц «восьмым кеглем», ну а из огромного спектра товаров мы выбрали самый популярный – бортовое крепление для удилищ Fasten, предназначенное для использования на надувной лодке.

Тонкости соединения

Основой для любого навесного оборудования является монтажная площадка Fasten.

Она выступает промежуточным звеном между бортом вашего «крейсера» и теми приспособлениями, с помощью которых вы решили сделать свою рыбацкую работу комфортнее. Для надежного присоединения этого важнейшего компонента любых надстроек придется воспользоваться клеем, а перед этим – произвести ряд подготовительных работ.

Прежде всего, тщательно продумайте место расположения площадки. Учтите все нюансы, включая предпочтение пользования правой или левой руки, дистанцию до сидения, наличие или перспективу установки других навесных элементов. Проследите линии изгиба баллона при его укладке в транспортную сумку, ведь попадание крепления на такие места нежелательно. Если вы приобрели два фиксирующих устройства для монтажа дуги типа «тарга», то лучше воспользоваться линейкой для более точного позиционирования точек нанесения клея.

Второй важный момент – подготовка борта лодки к склеиванию с подошвой фиксатора. Сразу отметим, что саму подошву вам готовить не придется, она попадает к потребителю в чистой и герметичной упаковке.

На пакете размещены две бирки – одна с QR-кодом инструкции установки, другая с голограммой производителя, защищающей от приобретения подделки.

Минимальными затратами сил и времени можно обойтись в том случае, если вы недавно приобрели лодку – достаточно промыть баллон мягкой тряпкой с мылом и обезжирить спиртом. Но если ваш «крейсер» имеет приличный пробег во внутренних водах, то подготовке точки склеивания стоит уделить больше внимания. Прежде всего, отмойте борт, пользуясь жесткой щеткой и мылом. Затем место нанесения клея нужно очень тщательно обезжирить с применением растворителей №№ 646, 647 или ацетона. Мы не рекомендуем зачищать контактный участок наждаком, поверхность материала ПВХ и так имеет «пупырчатую» структуру. Но если на баллоне есть следы предыдущих поклеек или ремонтных работ, то застывшие пластифицированные излишки лучше удалить зашкуриванием.

Вместе с монтажной площадкой в пакете также находится прозрачная выкройка-шаблон. Она ограничит растекание клеящей массы, а также позволит более точно позиционировать точку крепления оборудования на борт, чем разметка карандашом. Закрепив рамку в выбранном месте скотчем или малярной лентой, приступаем к нанесению первого слоя на обе поверхности. Через 5-7 минут повторяем операцию и снова даем клею подсохнуть. Для завершения поклейки нам понадобится обыкновенный бытовой фен – с его помощью застывшую массу нагревают до 60-70 градусов. Характерным признаком достижения необходимой температуры является появление мельчайших пузырьков. Не теряя времени и не дав клею остыть, прикладываем монтажную площадку к месту ее постоянного нахождения. Предварительно стоит убедиться в наличии четырех самоконтрящихся гаек в посадочных отверстиях.

Вообще-то они достаточно надежно запрессованы в тело детали, но, как говорил Кузьма Прутков, «лучше перебдеть, чем недобдеть». Да и производитель не счел лишним еще раз напомнить.

Также убедитесь, что подошва устройства правильно ориентирована по борту судна, воспользовавшись подсказкой от изготовителя.

Для достижения хорошего качества стыка необходимо тщательно прокатать всю поверхность валиком или постараться выдавить из щели контакта все пузырьки воздуха каким-либо другим доступным способом. Соблюдая необходимые меры безопасности, рекомендуем склейку проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Мы так тщательно рассмотрели все нюансы клеевого соединения монтажной площадки с бортом вашего надувного плавсредства только потому, что любая ошибка ведет к практически неисправимым последствиям. Это действительно тот случай, когда инструкции следует прочитать до того, как все пришло в полную непригодность. Отсутствие гайки в посадочном отверстии, несоблюдение ориентации площадки относительно оси лодки, нарушение технологии склеивания – все  эти недочеты приводят к невозможности дальнейшей нормальной эксплуатации изделия и, соответственно, неудовлетворению потребителя. Сразу заметим, что самый сложный отрезок установки оборудования уже пройден и дальше мы будем говорить скорее о приятных, чем о сложных и кропотливых действиях, к чему незамедлительно переходим.

Универсальный замок Fasten Fs219

Симпатичная коробочка из комплекта установки содержит в себе универсальное крепление навесного оборудования.

Считав, с помощью установленной на планшет или смартфон программы, QR-код, приступаем к присоединению этого нового приспособления к монтажной площадке.

Для этого нам понадобится шестигранный ключ, который очень кстати оказался в этой же коробочке. Рядом мы обнаружим еще одну полезную вещь – в маленькой пробирке находится силиконовая смазка.

Нанеся ее удобным аппликатором на резьбовое соединение, вы тем самым надежно его защитите от ржавчины. Также рекомендуем обратить внимание на штамповку головок винтов. Четыре буквы VIBO говорят о том, что в данном изделии использован крепеж именитой итальянской фирмы, специализирующейся на изготовлении мебельной фурнитуры и винты соответствуют всем мыслимым и немыслимым европейским стандартам по устойчивости к агрессивным средам.

Между монтажной площадкой и замком находится прокладка из мягкого пластика, которая служит демпфером колебаний и не позволяет крепежным винтам раскручиваться или ослабевать под действием вибраций, коих достаточно как в надувных, так и в корпусных лодках.

Сверху отверстие замка плотно закрыто специальной крышкой, чтобы предотвратить попадание воды внутрь устройства в том случае, когда дополнительное оборудование в нем отсутствует. Такая ситуация возможна как на длительном переходе, так и во время продолжительной стоянки.

Фиксация держателя удилища производится смещением клавиши, расположенной внизу замка.

Кроме приятного внешнего вида хочется отметить также и замечательную информативность данного устройства – ваши действия сопровождаются четким щелчком, извещающим о срабатывании агрегата.

Изнутри замок выглядит как многоугольная шахта с подвижной кулисой, блокирующей соответствующий вырез в стойке крепления удилища.

Сразу отметим, что для срабатывания фиксатора недостаточно просто вставить держатель в замок, необходимо некоторое усилие для того, чтобы прорезь в стойке достигла уровня подвижной детали крепления. Это связано с наличием в специальной прорези кольцевой прокладки, задача которой – предотвращать попадание воды на внутренние детали замка. Но надо признать, что усилие не чрезмерно, а наличие дополнительной прокладки целиком и полностью оправдано.

Мы незаметно перешли к устройству третьей составляющей комплекта, непосредственно отвечающей за закрепление вашего удилища в нужном положении в нужное время.

Итак, собственно держатель удилища Fasten ht213, этакая комбинация фигурных подвижных частей, изготовленных из полиамида.

Отдельно хотелось бы сказать пару слов об упаковке. Держатель зафиксирован на листе прочного картона пластиковыми зажимами и дополнительно укрыт тонким слоем полиэтилена.

Обратная сторона изобилует иллюстрациями вариантов установки устройства на жесткий и надувной борт, на стационарные и подвижные монтажные поверхности, а также способы регулировки агрегата относительно корпуса лодки.

Конструкция агрегата несложная и управлять им интуитивно просто. Есть возможность выставить спиннинг под углом к курсу судна с шагом в 30°, правда в этом случае придется вынуть держатель из замка. Наклон к горизонту выставляется намного проще – ослаблением винта на ножке крепления. Крупные зубцы регулировочного механизма заставят чуть дольше крутить рукоятку, зато в зафиксированном положении устройство обладает поистине незыблемой стойкостью к нагрузкам.

Комель удилища помещается в прорезь фиксатора.

Спереди он блокируется вращающимся элементом конструкции, а сзади – корпусом держателя.

Подвижная манжета прокручивается с помощью выпуклого ребра на корпусе детали.

Для использования держателя в походном положении достаточно просто разместить его близко к вертикальному положению и вставить комель удилища в трубку, образованную частями устройства. При этом лапка катушки будет упираться в специальный вырез в передней части корпуса. Таким же способом расположения удилища можно воспользоваться и при ловле на фидер или другими бортовыми снастями. Открытая передняя манжета не мешает быстро взять спиннинг в руки и совершить подсечку.

При троллинговой ловле для надежной фиксации удилища следует расположить лапку катушки за передней манжетой, исключив тем самым вылет спиннинга из крепления при поклевке или зацепе приманки за препятствие. Для особо осторожных рыболовов конструкторы предусмотрели возможность крепления страховочного линя за специальную скобу в корпусе держателя. Правда такой подход сильно ограничит оперативность действий рыбака в ответ на посягание хищника на его приманку, если линь будет недостаточно длинным.

Не возникает никакого дискомфорта при работе с мультипликаторными катушками, они занимают устойчивое положение сверху бланка и позволяют совершать необходимые действия по подмотке или отпуску шнура не вынимая спиннинг из фиксатора. Иное дело безынерционные агрегаты. Их «врожденному» положению ниже удилища мешает ложе держателя и потому приходится размещать катушку сбоку, что не всегда удобно.

Для предотвращения вращения закрепленного в держателе бланка вокруг продольной оси есть специальная клавиша, расположенная в тыльной части корпуса. Ее функциональность вызвала у нас сомнения, и мы скорее рекомендовали бы ее использование в качестве заднего ограничителя при транспортировке удилищ с короткими комлями (к примеру, джерковые снасти).

Итоги и обсуждения

Возможность освободить руки от удилища периодически возникает во время рыбалки и реализовать ее с помощью бортового держателя – самый оптимальный вариант. Данное устройство в равной степени полезно и для «троллингистов», и для любителей ловли  бортовыми фидерами, и для активных спиннингистов. Компактность и прочность, продуманность конструкции и возможность наращивания на монтажных площадках целой гирлянды приспособлений с различными функциями открывает перед пользователем новые горизонты комфорта.

Качество изготовления комплекта Borika FASTen заслуживает всяческих похвал, точность отливки пластиковых деталей впечатляет, а высокий уровень изготовления крепежа вселяет уверенность в долгой и надежной работе всей конструкции. Добавьте к этому совершенство линий и возможность выбора цвета основных компонентов под окрас баллонов вашего «крейсера». Цена на изделие вначале показалась завышенной, но при детальном знакомстве с продукцией Borika нам пришлось поменять свое мнение. «Виной» тому и качество полиамида, из которого изготовлены все пластмассовые детали, и минимальные допуски и зазоры, позволяющие всем подвижным частям механизма слажено работать сообща, как в хорошо сыгранном ансамбле. Единственный обнаруженный недостаток (небольшой выступ пластика на подошве монтажной площадки) легко ликвидируется двумя движениями острого ножа. Не зря компания тщательно брендирует свое творение и логотип производителя вы можете обнаружить в самых неожиданных и не слишком легкодоступных местах. К примеру, на поворотном механизме основной стойки держателя.

Но нет предела совершенству… В частности, мы считаем возможным удлинить паз под лапку катушки таким образом, чтобы он позволял продвинуть ее дальше, за переднюю подвижную манжету. Это позволит ловить рыбу методом троллинга и с безынерционными агрегатами, фиксируя их в привычном положении ниже бланка удилища.

Пройдя тернистым путем работы с двухкомпонентным клеем на поверхности поли-винил-хлорида, вы в итоге становитесь обладателем надежной «третьей руки», готовой прийти на помощь в трудную минуту. Можно смело доверять ей самое дорогое, что есть у рыболова – свою удочку. Но есть и другие перспективы использования однажды приклеенной площадки. В стандартный замок с легкостью устанавливается крепление под дисплей эхолотароликовый узел для якорного линяшвартовочный кнехт, опорные элементы лестницы для спуска с борта и даже небольшой столик. Велика беда –начало. Однажды начав, вы можете создать гибкую интегрированную систему удобств в своей лодке, постепенно наращивая ее возможности. Но о креплениях датчика эхолота и установке раскладного держателя на шесть стаканов мы поговорим в следующих обзорах.