Пролог

В надежде на коммерческий успех многие производители рыболовных снастей исповедуют одни из двух принципов – слепое копирование образцов от грандов или рискованное внедрение своих собственных разработок. Компания Okuma в своем развитии преодолела оба таких подхода. Сначала на заводе в Поднебесной собирали катушки для известных брендов, название которых заставляли замирать сердца горячих поклонников. Затем, накопив опыт и инженерный потенциал, фирма открыла собственный центр по разработке новых изделий в Нидерландах, с выпускником которого мы и познакомимся.

На наше тестирование попала одна из выдающихся катушек – Okuma Epix Pro EPB 70 в максимальном для этой серии размере. Предназначенная для доставки под объектив фотокамеры рыб исключительно трофейного размера, она впечатляет и собственными габаритами. Незавидная судьба этой модели не связана с недостатками конструкции или маркетинговыми провалами. Просто карполовное сообщество в свое время поделилось на две категории – те, кто ловят с катушками Шимано и те, кто хотят ловить катушками Шимано. И только в последнее десятилетие усилиями нескольких производителей удалось расшатать мнимую монополию японского бренда. Одним из первых «расшатывателей» и была эпическая модель Okuma Epix. Пройдя горнило модернизаций и мелких конструктивных изменений, заслуженный агрегат и сейчас остается в строю. Но давайте обо всем по порядку.

Немного дизайна

Внешний вид агрегата соответствует общепринятому пониманию инструмента для закаленных многосуточными сессиями карпятников. Черный цвет корпуса, немногочисленные вставки серебристого цвета и резиновые накладки цвета «хаки» на кнобе, колпачке регулятора и клавише бейтранера.

Присутствие золотистого оправдано только функциональной необходимостью – обеспечить устойчивость к износу бортика шпули и ролика лесоукладывателя.

Рука дизайнера заметна, пожалуй, только в попытках закруглить формы массивного корпуса и придать визуальную легкость шпуле.

Отдельно отметим качественное лакокрасочное покрытие, надежно уберегающее детали корпуса от царапин и потертостей. Не забудем также наплыв на лапке, способствующий лучшему контакту руки рыболова с катушкой.

Ручная лебедка

Оценив на взгляд тяговые возможности катушки, обратимся к деталям технического описания. Визуальную тяговитость подкрепляет и физическая – передаточное отношение главной пары 4,5:1. Мощный обрезиненный кноб с «анатомическими» выемками под пальцы не выскользнет из руки.

Не подведет и длинная рукоятка из кованного алюминия.

Толстые рожки ротора также внушают доверие. Дизайнеры не стали экономить вес фигурными вырезами – все для надежности и мощности.

Высокая и глубокая шпуля с легкостью вместит хоть и полкилометра лески 0,35 мм. А передний тормоз обеспечит достаточное усилие, чтобы ваши попытки «выкорчевать» рыбу из подводного коряжника не выглядели жалкими. На работе фрикциона остановимся подробнее. Пять фетровых и пять алюминиевых дисков небольшого диаметра заключены глубоко вовнутрь шпули и закрыты специальной резиновой прокладкой от попадания грязи и влаги.

Отверстие стопорной детали ассиметрично и шпуля всегда становится на шток в одинаковом положении. Рабочий ход регулятора довольно длинный – три с половиной оборота. Вращается ручка легко и это удобно делать даже одним пальцем.

На максимуме тормозного усилия провернуть шпулю трудно даже взрослому мужчине. На юбке расположена удобная клипса увеличенного размера.

Пластиковая «запаска» лишена спецзащиты да и клипса у нее попроще. Огорчил четко видимый след соединения двух половинок детали. И хотя облой аккуратно снят, все же лучше дополнительно загладить шов на бортике во избежание повреждения лески при забросе.

Слаженную работу вращающихся частей механизма обеспечиваю 10 подшипников. Прилагаемая схема их расположения традиционно показывает порядок прохождения контрольных точек при подлете к аэропорту Антананариву или места пайки любительского радиоприемника «Волна», но никак не необходимую нам информацию. Тем не менее, мы узнали, что муфта стопора обратного хода находится там, где и положено – на ведомом валу. Рядом примостился шарикоподшипник. Еще два запрессованы в детали корпуса и удерживают ось ведущей шестерни. На схеме также обозначена пара «шаров» в ролике лесоукладывателя и это правильное решение. Устройство раскручивания и укладки лески на карповых катушках испытывает особенно большие нагрузки из-за частого срабатывания фрикциона. И поэтому облегчение его участи с помощью двух подшипников качения продлит бесперебойную службу важнейшей части агрегата. Кстати, сам ролик находится под «козырьком», что ограничивает попадание на него воды и загрязнений.

В остальном строение внутренностей нашей эпической гостьи похоже на многочисленных конкурентов. Тормозное усилие бейтранера регулируется небольшим колпачком и двумя фрикционными дисками. Привод штока шпули от толкателя, который находится в зацеплении с эксцентриком паразитной шестерни. Сам шток очень прочный, н выполнен из толстого прутка нержавеющей стали.

Качество намотки будет продемонстрировано в соответствующем видеоматериале на канале Kapitan.UA, а мы поговорим о применении исследуемого агрегата по прямому назначению

Там, где нужна мощность

Без сомнения, ловля карпа является самым правильным способом использования в рыболовных целях катушки Okuma Epix PRO EPB 70. Варианты катания за плавсредством упористых «буратин» троллинговым методом или попытка половить фидером в высоком темпе обречены на провал. Долго удерживать в руках агрегат весом в семьсот граммов вряд ли удобно. В качестве альтернативы можно предложить разве что охоту на сома с берега.

Итоги

Компания Okuma от копирования чужих продуктов успешно перешла к разработке собственных и некоторые инженерные решения не могут не вызвать уважения. Закрытый пакет дисков фрикционного тормоза и козырек над роликом узла укладки лески однозначно положительно скажутся на долговременной работе агрегата. В остальном катушка остается простой и бюджетной. Замеченные недостатки в виде шва спаивания половинок запасной шпули и ее люфта вполне простительны для продукции данной ценовой категории. Во главу угла поставлены мощность и надежность. Без них засеченный трофей не сможет полюбоваться надписями на вашей катушке и уйдет в свободное плавание, проигнорировав ваши настойчивые призывы отметить встречу десятком удачных фотографий.