Пролог

Кто-то для накачки лодки выбирает быстрые насосы-турбинки, а кто-то медлительные мембранные и поршневые агрегаты. Но есть и отдельная категория рыбаков, которые не хотят выбирать между высокой производительностью турбонаддува и высоким давлением, создаваемым другими типами нагнетателей. Потому они предпочитают двухконтурные системы, о которых мы сегодня и расскажем в коротком обзоре.

Конструкция

Для совмещения в одном устройстве двух подающих воздух нагнетателей необходимо использовать и два электродвигателя. Один из них несет на своем валу крыльчатку, которая за счет высокой скорости вращения в замкнутом канале обеспечивает приличную производительность при низком давлении на выходе. Впрочем, этого давления (до 0,05-0,07 бара) вполне достаточно для первичного наполнения баллонов плавсредства. Второй двигатель через шестерню и шкив, закрепленный на эксцентрике, приводит в движение поршень, с помощью которого создается поток воздуха с высоким давлением (до 1 бара). Наиболее продвинутые агрегаты могут похвастаться наличием двух поршней. Производительность первого контура, как правило, составляет 400-500, а второго – 80-120 литров в минуту. В простых моделях используется ручное переключение между двумя контурами подачи воздуха. По изменению звука работы «турбинки» несложно догадаться, что она достигла предела своих возможностей и пора призвать на помощь «вторую ступень». Более сложные системы осуществляют переброс питания на второй электродвигатель автоматически. Для этого используются клапана с электронным управлением или реле, при срабатывании которых происходит отключение одного и включение другого мотора. Для минимизации участия человека в процессе «надувательства», наиболее совершенные агрегаты дополнительно оснащаются цифровыми манометрами или поворотными рукоятками, с помощью которых пользователь задает желаемое давление. Установив, к примеру, рекомендуемое большинством производителей надувных лодок из поливинилхлорида значение в 0,15 бара вам остается только подсоединить шланг к клапану баллона и включить лодочный насос. Все дальнейшее будет происходить без вашего участия, агрегат даже сам выключится, достигнув необходимых параметров. Для устройств без автомата на выключении предусмотрен разгрузочный клапан, единственный недостаток которого – слишком высокое давление срабатывания. На модели Weekender HT-780A он, к примеру, начинает сбрасывать воздух в атмосферу при достижении пятнадцати фунтов на квадратный дюйм, что составляет около одного бара. Таким напором воздуха обычно накачивают надувные серфы, вейкборды и днища лодок типа «аэродек». Но хотя бы за их целостность можно не переживать.

Модели

Рассказ о конкретных моделях насосов начнем с двух модификаций, выпускаемых компанией Weekender. Первая из них является полуавтоматом, несет индекс HT-780A и стоит порядка 67 долларов США.

Для переноски довольно крупного устройства и всех комплектующих предусмотрен удобный кейс из прочного материала с регулируемым по длине ремнем.

Кроме собственно насоса с сетевым кабелем, в сумке вы также найдете гофрированный шланг, набор силиконовых проставок, проточный манометр с разгрузочным клапаном и инструкцию по эксплуатации.

Все соединения воздушного тракта, включая оконечник шланга, выполнены по байонетному типу и обеспечивают плотный контакт между элементами конструкции.

На патрубках насоса предусмотрены дополнительные силиконовые уплотнители для минимизации потерь давления воздуха на его пути от поршневой камеры до баллонов лодки.

С этой же целью на оконечник-байонет можно одеть силиконовые проставки из комплекта для более плотного прилегания штуцера к клапану баллона лодки.

Еще одна модификация с индексом Weekender HT-780C стоит уже 86 долларов и обладает рядом преимуществ, по сравнению с младшей моделью.

Во-первых, манометр здесь не аналоговый, а цифровой, с ярко подсвеченным дисплеем.

Во-вторых, нет необходимости вручную включать поршневую группу после окончания работы турбины – все происходит автоматически. Установив с помощью кнопок «+» и «-» желаемое давление, запускаем агрегат центральной кнопкой и наслаждаемся пейзажем. Работу устройства слишком шумной назвать нельзя, но и использовать его в комнатных условиях все-таки будет тяжело для ваших ушей. Звуковое давление колеблется от 73 до 78 децибел в зависимости от задействованного в данный момент нагнетателя. Насос самостоятельно выключается по завершению работы. Перечисленные особенности позволяют нам отнести данное устройство к категории полных автоматов.

Еще несколько слов об общих чертах вышеупомянутых модификаций. Ярко желтые корпуса агрегатов имеют удобное углубление, что облегчает переноску довольно массивного (вес составляет около двух килограмм) устройства.

Четыре резиновых ножки призваны снизить вибрации и шумы, особенно ощутимые при работе поршневого контура.

Длинный сетевой кабель (порядка 5 метров) заканчивается разъемами типа «крокодил» и служит для подключения непосредственно к клеммам аккумуляторной батареи автомобиля.

Потребляемый ток на разных режимах составляет от 50 до 100 ватт и использование гнезда прикуривателя в данном случае неоправданно из-за риска повреждения плавких вставок этой слаботочной цепи. Сумка для переноски снабжена мягкими вставками в стенках. Это защитит насос от неприятных жестких контактов в багажнике вашего авто во время транспортировки на берег реки.

Holly HB-530A 12В стоит уже около 90 долларов США.

Он также самостоятельно переходит на второй контур накачки и завершает работу при достижении выбранного вами давления, предустановка которого осуществляется поворотным регулятором на передней панели.

К сожалению, градуировка выполнена не в метрических единицах, а в фунтах на квадратный дюйм. Для конвертации psi в бары воспользуемся формулой: 1 psi = 0,07 bar. Следовательно, наиболее часто рекомендуемое для надувных лодок значение 0,15 bar составит чуть больше 2 psi. Остается только установить эту цифру и включить насос – все остальное он сделает сам. В комплектации не предусмотрена сумка для переноски. Ее роль выполняет полиэтиленовый пакет с крупными «пупырышками», который, по мнению производителя, способен обеспечить достаточную защиту от механических повреждений при перевозке.

Также в комплекте присутствует переходник с гнездом прикуривателя на одном конце и зажимами типа «крокодил» на другом.

С помощью этого несложного устройства вы можете запитать агрегат непосредственно от аккумулятора автомобиля и не переживать за сохранность его низко-амперных цепей. Справедливости ради отметим, что повода для беспокойства все-таки нет – насос потребляет около 50 ватт при силе тока до 4 ампер на обоих режимах.

Входной и выходной патрубки заканчиваются резьбой, что обеспечивает очень плотный контакт.

Присоединение шланга проблем не вызывает, так как ответная его часть выполнена в виде подвижной гайки.

Сам шланг заслуживает более подробного описания. Во-первых, он изготовлен из прочной трубы, армированной усилителем по спирали.

Во-вторых, места крепления наконечников зажаты пластиковыми хомутами и дополнительно изолированы термоусадочными трубками большого диаметра. Изготовитель позаботился о доставке созданного внутри насоса давления в нужную точку без потерь и это радует.

В комплекте вы найдете два переходника. Один из них - стандартный байонет с силиконоввым уплотнителем – подойдет к большинству клапанных систем рыболовных и туристических лодок.
 

Другой, с подвижной винтовой головкой, предназначен для накачки аэродеков, каяков и надувных серферов.

К сожалению, привычный набор из трех насадок разного диаметра отсутствует и это органичивает сферу использования данного устройства надувными плавсредствами для активного отдыха на воде. Впрочем, «турбинный» контур неплохо справится и с раздуванием углей костра или барбекю.

Для снижение вибраций агрегата его днище снабжено четырьмя подпружиненными ножками. Впрочем, со своей задачей они справляются весьма посредственно.

 Шумовой фон, создаваемый прибором, также слабым назвать трудно. Особенно громко голосит «поршневой ансамбль». И если вы хотите накачать лодку, собираясь на рыбалку втайне от супруги, то лучше уж тогда призвать на помощь мощь своих легких или ножной насос «жабку».

Еще один полностью автоматический насос выпускается компанией Parsun под торговой маркой Genovo. Это модель с индексом Parsun (Genovo) GP-80D и стоимостью порядка 115 долларов США.

За вышеозначенную сумму покупатель вправе рассчитывать на получение максимального комфорта и удобства при пользовании этим устройством. Потому подойдем к знакомству с особым пристрастием. Начнем с упаковки. Транспортировочная сумка из надежного материала защищает агрегат своими мягкими вставками со всех сторон. Насос находится в чехле даже во время работы, что обусловлено положением длинного (более пяти метров) сетевого кабеля в соседнем отсеке.

В этом же боковом кармашке вы найдете и комплектующие агрегата. К ним относятся: шланг длиной около двух метров, изготовленный из трубы, армированной спиральным усилителем; набор насадок разного диаметра в количестве восьми штук; байонет с двумя резиновыми прокладками для подбора самого надежного способа присоединения к клапанной системе надуваемого плавсредства.

Посадка внешнего воздуховода к патрубку агрегата выполнено без всяких ухищрений в виде байонета, резьбы или хотя бы уплотнительного кольца. Потому рассчитывать на прочность или герметичность стыковки было бы слишком оптимистично при максимальном давлении в системе до 0,8 бара.

Точно так же организована и работа с набором насадок. Их смена сопряжена с приложением больших усилий, которые, к сожалению, не гарантируют от потерь давления при прохождении воздуха от насоса к надуваемому предмету. Разнообразие диаметров переходников радует только на первый взгляд. На самом деле вы вправе выбрать только из набора патрубков 16-20-22-24 миллиметров, причем 22-миллиметровых есть целых четыре штуки, 20-миллиметровых два, а остальных – по одному. Сборка в виде пластиковой звездочки также не блещет функциональностью. Места крепления слабенькие, детали быстро отвалятся и будут находиться с другими комплектующими вперемешку. Находить и выбирать их придется методом проб и ошибок, наличие нумерации на самой звездочке уже не пригодится, как, впрочем, и сама деталь.

Намного приятнее организована работа с самим насосом. Даже яркий лимонный цвет корпуса настраивает на оптимистичный лад. Также ярко светится и дисплей, предлагая с помощью кнопок выбрать единицы измерения давления и необходимое вам в данный момент его значение.

После предустановки параметров достаточно нажать кнопку пуска и всю дальнейшую работу агрегат выполнит сам. Работа турбинного контура завершится срабатыванием реле, которое замыкается подпружиненной створкой в подающем канале. Поршневая группа неспешно, но уверенно, довершит работу и затем устройство выключится при достижении требуемых показателей. Единственное, чему конструкторы пока не научили свои высокотехнологичные устройства, это переставлять шланг от одного баллона лодки к другому. Поэтому определенные усилия при подготовке лодки все-таки потребуются и от вас.

У GP80D есть и одно интересное конструктивное отличие от других моделей, представленных в нашем обзоре. Под маленькой крышечкой в верхней части корпуса скрывается крошечный отсек, в котором встречаются впускной и выпускной контуры агрегата.

Заполнив углубление фильтрующим материалом в виде поролона, вы можете произвести дополнительную очистку подаваемого воздуха, если вдруг у вас возникнет такая необходимость.

Как это функционирует?

Наблюдая за работой автоматических насосов, поневоле задаешься вопросом – а как устроены эти агрегаты? Какие схемы и инженерные решения применены разработчиками для обеспечения такого слаженного взаимодействия двух разных контуров нагнетания воздуха? Для ответа на такие вопросы мы вооружились отверткой и занялись пристальным изучением анатомии представленных устройств. Сразу придется оговориться – компания Weekender очень сильно переживает за целостность и нерушимость богатого внутреннего мира своих моделей и доступ к ним закрыт даже для пытливых пользователей. Детали корпуса скреплены винтами с головками под шестигранный торкс с выточкой посредине. Найти инструмент для откручивания такого сложного крепежа нам не удалось, и мы все рвение сосредоточили на двух оставшихся моделях. Для этого было достаточно простой крестообразной отвертки. Достигнутые успехи по изучению внутренностей агрегатов будут проиллюстрированы соответствующими снимками.

Начнем с Holly HB-530A. Шесть винтов откручены и вот у нас есть шанс взглянуть на конструкцию механизма. Как видим, один электромотор установлен горизонтально и вращает довольно крупную крыльчатку, которая находится в закрытом канале с формой улитки. Забор воздуха из атмосферы производится через центральное отверстие, а его выброс – через боковое.

Второй контур также снабжен электромотором, но он установлен уже вертикально.

Через систему шестеренок, последняя из которых снабжена эксцентриком со шкивом, в движение приводится поршень, совершающий возвратно-поступательные движения в замкнутом цилиндре.

За переключением питания от одного двигателя к другому следит электронный клапан, находящийся на воздуховоде турбинного контура.

Как только давление, создаваемое «турбинкой», компенсируется противодействием воздуха, находящегося в баллоне, этот элемент конструкции перебросит напряжение на второй мотор и уже поршневая группа довершит работу. Выключение устройства выполняет реле, соединенное с регулятором давления.

Разборка GP80D включает в себя откручивание четырех саморезов и снятие крышки корпуса, которое происходит не без проблем, связанных с неподвижностью воздухозаборника. Тем не менее,  все препятствия устранены, и мы можем заняться изучением анатомии испытуемого.

На валу вертикально установленного двигателя смонтирована очень крупная турбина, которая обеспечивает устройству завидную производительность в 500 литров в минуту.

 Второй электромотор, также с вертикальной установкой, приводит во вращение две пластиковые шестерни большого диаметра.

У этого контура подача воздуха поскромнее, но тоже впечатляет – 120 литров в минуту. Такая цифра обеспечена наличием двух поршней, что ровно в два раза больше, чем у предыдущей модели.

Очень остроумно и просто решена механика переключения между нагнетателями. Реле-переключатель установлено на канале турбонаддува и его эксцентрик соединен с подпружиненной шторкой, перекрывающей канал.

Как только давление закачанного в баллоны воздуха начинает превосходить поток, нагнетаемый «турбинкой», заслонка поворачивается под действием пружины. В этот момент кулачок эксцентрика разрывает цепь питания турбо-насоса и автоматически включается поршневой нагнетатель. Все очень просто и надежно.

Как видим, конструкторы не стали разрабатывать сложные компьютеризированные системы для управления автоматическими насосами, а обошлись простыми, проверенными временем, решениями. Такой подход, безусловно, благоприятно отразиться на надежности и ремонтопригодности агрегатов.

Общие замечания

Полуавтоматические и автоматические лодочные насосы обеспечивают высокий уровень комфорта при подготовке вашего надувного плавсредства к рыбалке или другому виду активного отдыха на природе, включая приготовление шашлыков. Использование двух электродвигателей и сложной системы переключения между контурами нагнетателей обуславливает высокую стоимость изделий этого класса. Наиболее эффективно их применения для накачки крупных лодок, а  также предметов высокого давления. Все представленные модели могут работать 15-20 минут без отдыха, но после такого периода усилий им понадобится перерыв не меньшей продолжительности. Кроме накачки баллонов наши испытуемые очень успешно справятся и со стравливанием воздуха для облегчения упаковки лодки в транспортную сумку. Существенное и вполне оправданное ограничение – запрет на работу устройств во время дождя или при контакте с водой. Как мы видели, контакты электрических цепей не защищены от влаги, и ее наличие приведет к короткому замыканию, повреждению электродвигателей и поломке всего агрегата.

Общим недостатком для рассмотренных моделей является их относительно высокая стоимость, обусловленная сложностью конструкции и применением двух систем подачи воздуха вместо одной. За комфорт приходится платить. И следует признать, что это комфорт высокого уровня. С применением автоматических и полуавтоматических устройств с накачкой лодки справится даже ребенок. А сэкономленное время можно с успехом использовать для подготовки снастей к ловле или установки дополнительного оборудования на борта вашего рыболовного плавсредства. При выборе конкретной модели следует учитывать размеры лодки, ее длину и диаметр баллонов. Нет смысла покупать более производительную и, соответственно, дорогую модификацию, если вы пользуетесь небольшим судном. В то же время тратить лишние минуты и ждать, пока слабенький насос справится с накачкой «рыболовного линкора» длинной более четырех метров с баллонами диаметром 50 сантиметров также утомительно. Тем более, что длительная работа может привести к необходимости сделать перерыв из-за перегрева агрегата.

П.С. Все упомянутые в обзоре модели выступают объектом презентаций на канале Kapitan.ua видеохостинга youtube.com. Так как ограничения на количество просмотров с одного адреса IP не установлено, то вы можете детально и неоднократно посмотреть ролики, чтобы ознакомиться с работой ранее упомянутых моделей насосов. Народная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Следовательно, верно и изречение «Лучше три раза увидеть, чем тридцать раз услышать»!!!